Реклама на сайте


16. Факторинг – финансирование под уступку денежного требования
Страница 5

Иногда к финансированию поставщика выдвигаются дополнительные требования. Например, задолженность одного дебитора, принимаемая на обслуживание, не должна быть больше 15 % от суммы всей дебиторской задолженности. Такое требование позволяет факторинговым компаниям защититься от нестандартных долгов, в числе которых могут быть и притворные.

После заключения договора факторинга поставщик приносит в банк (или в факторинговую компанию) документы на отгрузку товара на условиях отсрочки платежа, а факторинговая компания проверяет их.

Если покупатель не заплатит по своим долгам, события могут разворачиваться по двум вариантам.

Первый вариант [« регрессный факторинг » (то есть возвратный)] наиболее выгоден финансовому агенту: в случае непоступления в определенный срок денег от покупателя поставщик-клиент должен вернуть финансирование, полученное по договору факторинга, и уплатить вознаграждение финансовому агенту. Кроме того, за просрочку в возврате финансирования часто предусмотрена повышенная факторинговая комиссия. При этом варианте риск неоплаты дебиторской задолженности лежит на поставщике, а не на финансовом агенте.

Второй вариант – безрегрессный факторинг . Финансовый агент финансирует поставщика и сам взыскивает дебиторскую задолженность с покупателя. В данном случае все риски невозврата долгов несет финансовый агент (фактор). Разумеется, при таком факторинге уровень комиссии обычно выше, чем при регрессном факторинге. Это плата поставщика за риск финансового агента. Безрегрессным факторингом поставщики пользуются в случае, если они не уверены в своих покупателях.

Виды комиссий по договору факторинга.

Банки и факторинговые компании устанавливают различные комиссии за свои услуги.

Разовая комиссия за обработку каждой товарной накладной (счета-фактуры) может быть фиксированной (например, 1500 руб. за обработку или рассмотрение каждой товарной накладной), а может рассчитываться в процентах от уступаемого требования (например, 1 % от суммы накладной).

Комиссия за административное управление задолженностью (контроль за состоянием дебиторской задолженности) может быть установлена как процент от суммы дебиторской задолженности (например, 0,5 % от суммы долга независимо от срока финансирования) либо зависеть от времени контролирования финансовым агентом дебиторской задолженности поставщика.

Комиссия за предоставление денежных ресурсов в рамках факторингового обслуживания (аналог банковских процентов) определяется как процент от суммы передаваемого долга.

Некоторые финансовые агенты устанавливают два вида таких комиссий: одну – за финансирование в течение условленного срока, а вторую (повышенную) – за просрочку в оплате долга покупателем или за несвоевременный возврат денег поставщиком при регрессном факторинге.

Итоговая сумма всех комиссий составляет обычно от 0,5 до 5 % от суммы поставки. Обычно комиссия платится за пользование деньгами финансового агента в течение 30—90 дней. Поэтому в пересчете на проценты годовых такая комиссия будет выглядеть более внушительно, например комиссия 5 % от суммы финансирования поставки, срок отсрочки по которой составляет 60 дней и соответствует 30,4 % годовых (365 дн. : 60 дн. Ч 5 % Ч 100).

Обоснованность расходов на факторинг для целей налогообложения.

У налоговых и правоохранительных органов сложилось к факторингу негативное отношение. Оно вызвано тем, что некоторые организации используют факторинг как схему оптимизации налогообложения. Принимая в налоговые расходы все комиссии, выплачиваемые банку-псевдофактору (в пересчете на проценты годовых их сумма может зашкаливать за 6000 %), такие организации уменьшают налог на прибыль и НДС. Затем псевдофактор возвращает полученные деньги (за вычетом своего вознаграждения) продавцу «черным налом» либо переводит в офшорные зоны. Разумеется, такие схемы со сверхдоходным (а для поставщика – со сверхрасходным) факторингом вызывают пристальное внимание проверяющих. И арбитражные суды часто поддерживают в налоговых спорах ФНС России, которая доказывает экономическую необоснованность таких расходов (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2006 № А19-20812/05-20-Ф02-3867/06-С1; ФАС ВолгоВятского округа от 24.05.2006 № А82-16240/2005-14; ФАС Центрального округа от 17.02.2006 № А14-8904-05/341/24; ФАС Московского округа от 31.10.2006 № КА-А40/9338-06).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме

40. Учет расчетов с банками по долгосрочным и краткосрочным ссудам
Краткосрочный кредит выдается на текущие нужды сроком до 1 года. Среднесрочный используется на производственные и социальные цели и выдается на срок до 3 лет. Долгосрочный используется на производственные и социальные цели и вы ...