июль 2007 года :
Д – т 91
«Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», К – т 62
– 129 800 руб. – отражена уступка права требования (списана дебиторская задолженность покупателя);
Д – т 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К – т 91
, субсчет «Прочие доходы», – 118 000 руб. – отражена задолженность банка по договору факторинга;
Д – т 91
, субсчет «Прочие расходы», К – т 76
– 10 000 руб. – учтена в расходах сумма вознаграждения банку (без НДС);
Д – т 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К – т 76
– 1800 руб. – отражен «входной» НДС в части вознаграждения;
Д – т 68
, субсчет «Налог на добавленную стоимость», К – т 19
– 1800 руб. – принят к вычету «входной» НДС;
Д – т 51
«Расчетные счета» К – т 76
– 106 200 руб. – поступила на расчетный счет организации сумма финансирования за вычетом вознаграждения банка.
Услуги, оказываемые финансовым агентом по договору факторинга, облагаются НДС в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо МНС России от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1371/22). Факторинг не относится к банковским операциям. Поэтому в отличие от процентов по кредитам все виды факторинговых комиссий облагаются НДС по ставке 18 % (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Следовательно, не позднее пяти дней с момента получения от клиента документов, удостоверяющих право требования к должнику, финансовый агент должен выставить клиенту счет-фактуру на сумму своего вознаграждения (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Организации – плательщики НДС могут принять к вычету суммы этого налога, уплаченные финансовым агентам. Право на вычет НДС по вышеуказанным услугам возникает у клиента в момент принятия к учету оказанной услуги при наличии счета-фактуры и акта оказания факторинговых услуг (подпункт 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Пример.
Согласно договору регрессного факторинга банк предоставляет организации денежные средства, обязательство по возврату которых организация исполняет путем уступки права требования долга. Договор факторинга заключен 30 июля 2007 года.
Банк перечисляет на расчетный счет организации денежные средства в размере 90 % суммы дебиторской задолженности покупателя, а остальную сумму (за вычетом комиссий) – после того, как с ним рассчитается покупатель организации.
Организация реализовала 6 августа 2007 года товары покупателю на сумму 200 000 руб. (в том числе НДС – 30 508 руб.). В тот же день она уступила банку право требования долга с покупателя. 8 августа от банка было получено финансирование в сумме 180 000 руб. (200 000 руб. x 90 %). 80 дней спустя (в октябре 2007 года) покупатель расплатился с банком.
Организация понесла следующие затраты, связанные с финансированием под уступку права требования (все суммы указаны без НДС):
– проценты за пользование денежными средствами – 0,025 % суммы финансирования (за каждый день с даты зачисления средств на расчетный счет организации по дату уплаты денег покупателем банку). Эта сумма равна 3600 руб. (180 000 руб. x 0,025 % x 80 дн.);
– плата за обработку документов – 50 руб. за один документ. В августе банком были обработаны два документа, за что организация заплатила в августе 100 руб.;
– комиссия за факторинговое обслуживание (администрирование) – 1 % суммы уступленной дебиторской задолженности (единовременно в момент возврата денег банку). Эта сумма составила 1800 руб. (180 000 руб. x 1 %).
Общая сумма расходов организации (без НДС) составила 5500 руб. (3600 руб. + 100 руб. + 1800 руб.)
На эту сумму банк начислил НДС по ставке 18 % – 990 руб. (5500 руб. x 18 %).
Сумма расходов организации с учетом НДС равна 6490 руб. (5500 руб. + 990 руб.)
После поступления денег от покупателя (в октябре) банк перечислил организации остаток средств за вычетом комиссий: 13 628 руб. [200 000 руб. – 180 000 руб. – (3600 руб. + 1800 руб.) x 1,18].
Другое по темеПорядок хранения и уничтожения бланков
Бланки хранятся в металлических шкафах и (или)
сейфах. В организации или у индивидуального предпринимателя, получающих бланки
в большом количестве, допускается хранение их в специально оборудованных
помещениях в условиях, исклю ...
|