Если уступка права требования произошла после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, то убыток принимается для целей налогообложения в следующем порядке:
– 50 % суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
– 50 % суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.
Организация может нести по договору факторинга, например, следующие расходы:
– вознаграждение банку;
– плату за административное управление задолженностью;
– ежедневную комиссию за предоставление денежных средств клиенту;
– фиксированный сбор за обработку каждого документа и прочие расходы.
Все эти расходы могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.
Фиксированные платежи (например, сбор за обработку каждого документа) включаются в состав расходов на оплату услуг банка в соответствии с подпунктом 25 п. 1 ст. 264 или подпунктом 15 п. 1 ст. 265 НК РФ (письмо Минфина России от 29.04.2005 № 03-03-01-04/1/206).
По мнению контролирующих органов, взимаемые в процентах комиссии приравниваются для целей налогообложения прибыли к расходам в виде процентов по долговым обязательствам (подпункт 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, письмо Минфина России от 18.01.2006 № 03-03-04/1/33).
Сумма процентов, начисленных и выплаченных банку по договору факторинга, списывается в расходы с учетом ограничений, установленных ст. 269 НК РФ. Комиссии сверх размеров, определенных ст. 269 НК РФ, не принимаются для целей налогообложения (п. 8 ст. 270 НК РФ).
В расчете предельной величины процентов, признаваемых расходом, участвует сумма комиссии без учета НДС (письмо Минфина России от 20.07.2006 № 03-03-04/1/597).
Предельная величина процентов, признаваемых расходом, относится к сумме всех комиссионных вознаграждений, уплачиваемых организацией по договору факторинга (письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/529).
Данный порядок признания расходов для целей налогообложения не зависит от условий заключения договора факторинга, то есть он применим как к классическому, так и к регрессному факторингу (письмо Минфина России от 29.04.2005 № 03-0301-04/1/206).
Факторинговые комиссии часто устанавливаются в процентах от величины уступаемого требования, а их итоговая сумма зависит от времени пользования финансированием. Поэтому, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 20.07.2006 № 03-03-04/1/597, такое выплачиваемое финансовому агенту вознаграждение должно нормироваться как проценты для целей налогообложения прибыли.
Это означает, что при отсутствии других сопоставимых обязательств факторинговые комиссии (приравненные к процентам) могут быть учтены для целей налогообложения в сумме, равной процентам, рассчитываемым исходя из ставки рефинансирования Банка России, умноженной на 1,1 (если финансирование осуществляется в рублях) (п. 1 ст. 269 НК РФ). С 19 июня 2007 года ставка рефинансирования составляет 10 % (телеграмма Банка России от 18.06.2007 № 1839-У). Поэтому в налоговом учете предельная величина рублевой комиссии по договору факторинга – 11 % годовых.
При этом читателям следует иметь в виду, что в расчете должны участвовать все суммы, выплачиваемые в качестве комиссий, которые зависят от суммы финансирования (см. письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/529), например комиссии за предоставленное финансирование, дополнительные комиссии за пользование предоставленными денежными средствами сверх определенного срока, а также пени за просрочку их уплаты.
Для нормирования суммы факторинговых комиссий ее надо «очистить» от НДС (см. письмо Минфина России от 20.07.2006 № 03-03-04/1/597).
Но, по нашему мнению, позиция Минфина России не бесспорна.
Статья 269 НК РФ регулирует для целей налогообложения порядок признания процентов по долговым обязательствам любого вида.
Под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления (п. 1 ст. 269 НК РФ).
Другое по теме1.2.3. Позиция Минфина России
В соответствии с письмом Минфина России от 21.10.2005 №
03-03-02/117 организация имеет право самостоятельно определять перечень прямых
и косвенных расходов, закрепив это в своей учетной политике для целей
налогообложения.
Согл ...
|