Уступив финансовому агенту требование к покупателю, поставщик получает 70—90 % планируемой выручки уже через несколько дней после отгрузки товара, а иногда даже в день представления финансовому агенту документов на отгрузку. После оплаты покупателем финансовому агенту своей задолженности поставщик получает от финансового агента оставшиеся деньги (за вычетом ранее предоставленного финансирования и вознаграждения финансового агента, которая называется факторинговой комиссией).
Основа факторинга – длящиеся отношения по финансированию поставщика финансовым агентом, то есть финансирование осуществляется регулярно по мере возникновения дебиторской задолженности. В этом его основное отличие от обычной уступки требования (цессии). Тем не менее в основе договора факторинга всегда лежит уступка требования.
Само по себе слово « факторинг » происходит от английского слова «factor» – посредник. В Российской Федерации в качестве фактора (финансового агента, финансирующего поставщика) может выступать только банк или иная кредитная организация. Но проблема заключается в том, что ГК РФ, предоставляя возможность заниматься факторингом иным коммерческим организациям, требует наличия у них лицензии (разрешения) на такие операции (ст. 825 ГК РФ). Однако поскольку лицензии на факторинг законодательством не предусмотрены, то их нельзя и получить (п. 2 ст. 1 и ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Поэтому большинство факторинговых компаний имеют банковскую лицензию (хотя никаких других банковских операций они не ведут), либо факторинговые услуги предлагают сами банки.
Встречаются факторинговые компании, работающие без банковской лицензии.
Но договоры, с заключенные с факторинговыми компаниями, не имеющими банковской лицензии, могут стать причиной споров с контрагентами-должниками о правомерности уступки требования (см. ст. 173 ГК РФ; постановления Президиума ВАС РФ от 30.06.1998 № 955/98; ФАС Московского округа от 25.09.2003 № КГ-А40/7043-03-П; письмо УМНС России по г. Москве от 13.09.2000 № 03-12/38825; постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2000 № Ф09-276/2000-ГК).
При этом отсутствие лицензии на банковскую деятельность – не повод для того, чтобы запретить поставщику учитывать расходы по договору факторинга для целей налогообложения (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2006 № А56-10078/2005 и Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2006 № 09АП-15614/2006-АК).
Поставщику легче заключить договор факторинга с банком, в котором у него открыт расчетный счет. Ведь у банка имеется информация о состоянии расчетных счетов своих клиентов. Поэтому он быстрее сможет принять решение о заключении договора и установить обоснованный лимит по факторинговым операциям. Кроме того, при заключении договора факторинга со «своим» банком поставщик может иногда сэкономить. Некоторые банки берут относительно небольшие комиссии по договорам факторинга – ведь они в первую очередь заинтересованы в клиенте, и часто факторинг для банка является только дополнительной услугой.
Но можно обратиться и в специализированные факторинговые компании, которые могут предложить более оперативное (чем в банках, для которых факторинг – непрофильная услуга) рассмотрение документов, а также дополнительные услуги: электронный документооборот, управление дебиторской задолженностью и коллекторские услуги (услуги по возврату долгов). При этом клиентам устанавливается программное обеспечение для контроля за дебиторской задолженностью.
После заключения договора факторинга организация обязана предупредить своих покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок. Ведь если заключен договор открытого факторинга (п. 1 ст. 830 ГК РФ), покупатели должны перечислить деньги уже не организации-поставщику, а банку или факторинговой компании. Для этого она должна письменно уведомить каждого покупателя (причем по каждой поставке, которая передана на факторинговое обслуживание) о том, что он должен заплатить финансовому агенту.
Другое по теме4.1.1. Нормы налогового законодательства
Согласно подпункту 17 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы
налогоплательщика на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным
с производством и реализацией.
Таким образом, налогоплательщику предоставлено право
учитывать ...
|