В настоящее время стержнем большинства программ социально-экономического развития Украины, как и других стран Восточной Европы, является замена централизованного планирования экономической деятельности системой децентрализованных инициатив субъектов экономики. Объединение таких инициатив в единую программу является одной из первоочередных задач государства в переходный период. Кроме декларации этой идеи, сегодня необходимо вести очень большую организаторскую работу, которая предполагает содействие социально-экономической реконструкции, росту квалификации кадров, формированию социально-экономического контекста, при котором участие отдельных граждан и общественных групп в преобразованиях диктовались бы стремлением удовлетворить собственные интересы.
Поддерживая конкуренцию и предпринимательство в научно-технической сфере, государство постепенно идет к созданию и планомерному развитию цивилизованного рынка научно-технической продукции. При этом осуществляется поиск решений ряда проблем эффективного использования научно-технических результатов для реанимации общественного производства и удовлетворения жизненных потребностей граждан.
Анализируя инновационные процессы в сфере менеджмента, важно отметить, что в основе управленческих нововведений лежат объективные процессы изменения условий хозяйственной деятельности предприятий и соответственного изменения содержания управленческой деятельности. Более подробно читайте тут.
Настоящее исследование показало, что по мере формирования у предприятий рыночно ориентированного поведения у них меняется отношение к задачам управления. Происходит осознание неудовлетворительности имеющегося арсенала средств управленческой деятельности, понимание необходимости изменений.
Экономическая реформа создала в научно-технической сфере качественно новую ситуацию. Впервые в нашей стране здесь возникает конкуренция. Причем конкурируют между собой не только сами институты, но и разные виды научной деятельности, относящиеся к различным формам собственности. В последнее время возник и активно развивается новый сектор организационно-экономических форм научно-технической деятельности.
Создание интрапренерских структур не требует, на первых порах, коренных преобразований всей системы управления предприятием, радикальной ломки производственного процесса. Для этого необходимо лишь ослабить пресс единоначалия и обеспечить условия для свободного протекания спонтанных процессов групповой самоорганизации.
Предприятиям, которые вырабатывают и реализуют инновационную продукцию, Законом предполагается предоставление статуса инновационных центров, который, в свою очередь, даст преимущества в получении льгот и режима содействия производственной и коммерческой деятельности.
Малый инновационный бизнес играет существенную роль в переходе на инновационную стадию развития экономики региона (страны). Он имеет ряд отличительных особенностей, среди них его межотраслевой характер, т.е. инновационный бизнес обычно не замыкается в каких-то узкоотраслевых пределах. Анализ слабых и сильных сторон малого предпринимательства свидетельствует о том, что сильные стороны его проявляются в инновационно-ориентированных сферах деятельности, связанных с созданием и освоением новых изделий, технологий, материалов, систем менеджмента и его элементов, а также продвижением и освоением новых рынков.
|