1) Дебет счета 90 «Продажи»,
Кредит счета 41 «Товары»
– списана себестоимость реализованного товара;
2) Дебет счета 90 «Продажи»,
Кредит счета 99 «Прибыли и убытки»
– отражена прибыль от реализации товара;
3) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи»
– отгружен товар покупателю;
4) Дебет 50 «Касса» (51 «Расчетные счета»),
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
– товар оплачен покупателем.
Если при учете возврата некачественного товара используется метод сторнирования, проводки должны выглядеть так же, как и при реализации товара, но со знаком «минус». С бухгалтерской точки зрения это приемлемо, но в таком случае трудно отразить факт возврата именно некачественного товара. Если же в учете будет использоваться метод обратных проводок, записи будут выглядеть таким образом:
1) Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Бракованные товары»,
Кредит счета 90 «Продажи»
– принят бракованный товар;
2) Дебет счета 90 «Продажи»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
– возвращен бракованный товар покупателем;
3) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»
– отражена претензия покупателя;
4) Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,
Кредит счета 90 «Продажи»
– отражен убыток от возврата бракованного товара;
5) Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»,
Кредит счета 50 «Касса»
– возвращены деньги покупателю. Можно также отразить возврат недоброкачественного товара, не используя счет 62. Выглядит это так:
1) Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Бракованные товары», Кредит счета 90 «Продажи»
– принят бракованный товар;
2) Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,
Кредит счета 90 «Продажи»
– отражен убыток от возврата товара;
3) Дебет счета 90 «Продажи»,
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
– отражена претензия покупателя;
4) Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»,
Кредит счета 50 «Касса»
– возвращены деньги по претензии покупателя.
Таким образом, метод записи обратными проводками дает возможность:
1) «отправить» некачественный товар непосредственно на соответствующий субсчет счета 41 «Товары», что позволяет вести раздельный учет товаров, подлежащих и не подлежащих продаже;
2) использовать субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям», что также способствует более точному и правильному ведению аналитического учета в бухгалтерии.
Выбор способа записи и использования счетов 62 и 76.2 при учете возврата недоброкачественного товара зависит от учетной политики предприятия.
При возврате товара, реализованного по договору поставки (в случае оптовой продажи), в отличие от частного лица (потребителя), за покупателем – юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) законодательно закреплено право только на возврат товара ненадлежащего качества. Закон «О защите прав потребителей» на покупателей-оптовиков, естественно, не распространяется. Самой «больной» темой при возврате товара для продавцов, осуществляющих оптовую торговлю, является возмещение НДС. Этот вопрос недостаточно четко прописан в законодательных документах.
Если претензии к качеству можно предъявить в момент приема товара на основании внешнего осмотра, необходимость в операции возврата отпадает, так как некачественный товар не принимается и не приходуется продавцом и момент перехода права собственности не наступает. Это самая простая, но, к сожалению, не единственно возможная ситуация выявления бракованного товара. Большая часть претензий к качеству возникает у продавца либо при подготовке товара к реализации, либо в случае, когда товар был уже продан потребителю и возвращен им из-за претензий к качеству. В ст. 2 ГК РФ говорится, что «…участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица». Таким образом, права и обязанности сторон, заключивших договор поставки, возникающие при выявлении факта реализации товара ненадлежащего качества, регулируются ГК РФ. Но при этом в ГК РФ часто встречается формулировка «если иное не предусмотрено договором», т. е. договор поставки должен быть составлен грамотно, с учетом возможных ситуаций возврата. Основное же требование к нему – он не должен противоречить ГК РФ и иным законодательным актам. В договоре следует оговорить сроки внутритарной приемки товара, минимальный срок годности поставляемого товара (особенно актуально для продовольственной группы товаров – скоропортящейся продукции), условия и сроки предъявления претензий по качеству.
Другое по теме21. Двойная запись: сущность и значение
Каждая хозяйственная операция представляет собой движение
(изменение) средств предприятия и вызывает изменение в двух взаимосвязанных
объектах учета, следовательно, в двух статьях баланса. Для получения информации
о движении ка ...
|