стр. 140 + стр. 141 – стр. 142 – стр. 150 – стр. 160 – стр. 170 = стр. 190.
Пример.
Воспользуемся данными примера к варианту 1 формирования показателя чистой прибыли (убытка) отчетного периода и уточним, что в течение отчетного года отчитывающаяся организация по результатам выездной налоговой проверки уплатила штраф за нарушение налогового законодательств в сумме 300 тыс. руб., пени – в сумме 100 тыс. руб., доплатила налог на прибыль за 2006 – 2007 годы в сумме 600 тыс. руб.
Фрагмент Отчета о прибылях и убытках представлен ниже.
Отчет о прибылях и убытках (фрагмент)
(тыс. руб.)
2.4. Корректировка учетной политики при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета
В соответствии с п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики может производиться в случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает одно из следующих обстоятельств:
– более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации;
– меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Привести исчерпывающий перечень всех возможных ситуаций, в которых новое учетное решение будет давать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете, не представляется возможным, поэтому выделим наиболее часто встречающиеся на практике случаи и, самое главное, последовательность действий организации при разработке новых учетных решений.
Для изменения отражения в учете каждого факта хозяйственной деятельности (каждой хозяйственной операции) необходимо:
– изучить старый способ ведения бухгалтерского учета;
– разработать новый способ ведения бухгалтерского учета;
– оценить, насколько новый способ ведения бухгалтерского учета соответствует основным допущениям, применяемым в бухгалтерском учете, – имущественной обособленности; временной определенности фактов хозяйственной деятельности, а также основным требованиям к ведению учета – приоритета содержания перед формой; своевременности; полноты; непротиворечивости; осмотрительности; рациональности. Последнее требование к организации и ведению учета напрямую связано с требованием п. 16 ПБУ 1/98 к применению нового способа учета – меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Рассмотрим подробнее последовательность действий организации. Организация должна убедиться:
1) в обоснованности внесения изменений в учетную политику;
2) в соответствии нового способа ведения бухгалтерского учета требованию более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете;
3) в соответствии нового способа ведения бухгалтерского учета требованию меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
4) в соответствия нового способа ведения бухгалтерского учета перспективам развития бизнеса организации;
5) в правильности перспективного отражения в отчетности изменений, вносимых в учетную политику в связи с разработкой новых способов ведения учета;
6) в правильной оценке последствий внесения в учетную политику изменений в связи с разработкой новых способов ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения прибыли;
7) в адекватности раскрытия информации о новых способах ведения бухгалтерского учета в приложениях к бухгалтерской отчетности.
1. Оценка обоснованности внесения изменений в учетную политику.
Если способ ведения бухгалтерского учета конкретной хозяйственной операции, применявшийся организацией до отчетного периода, не соответствовал каким-либо особенностям ее деятельности, организация может разработать новый способ ведения учета в отношении этой операции.
Так, применявшийся ранее способ ведения бухгалтерского учета мог не соответствовать (или перестал соответствовать) масштабам и специфике деятельности организации.
Новый способ ведения бухгалтерского учета может быть связан:
– с переходом организации на применение новой системы автоматизации учета;
– с внедрением системы управленческого учета;
– с внедрением системы налогового учета;
– с замечаниями, высказанными внутренними аудиторами при внутренней аудиторской проверке организации в предшествующие периоды;
– с рекомендациями сторонних консультантов, аудиторов или конкретных менеджеров и т.д.
Организация должна получить письменные разъяснения по данному вопросу как у лиц, принимавших участие в подготовке документов по обоснованию нового способа ведения учета, так и у лиц, принимавших окончательное управленческое решение.
Например, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденного приказом Минфина России от 20.12.1994 № 167, установлено, что организации, выполняющие подрядные работы по капитальному строительству объектов, могут применять один из двух методов определения финансового результата в зависимости от принятых форм расчета дохода:
Другое по теме1.2.3. Позиция Минфина России
В соответствии с письмом Минфина России от 21.10.2005 №
03-03-02/117 организация имеет право самостоятельно определять перечень прямых
и косвенных расходов, закрепив это в своей учетной политике для целей
налогообложения.
Согл ...
|