В день возврата материалов была перечислена и сумма процентов по товарному кредиту. В этот период ставка рефинансирования Банка России составляла 10 %.
В учете ООО «Кредитор» были оформлены следующие проводки:
Д – т 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К – т 10
– 100 000 руб. – списана стоимость материалов, переданных по договору товарного кредита;
Д – т 76 К – т 68
«Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», – 18 000 руб. (100 000 руб. x 18 %) – начислен НДС со стоимости материалов;
Д – т 58
«Финансовые вложения», субсчет «Предоставленные займы», К – т 76
– 118 000 руб. – учтена сумма товарного кредита;
Д – т 10 К – т 76
– 100 000 руб. – оприходованы возвращенные материалы;
Д – т 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К – т 76
– 18 000 руб. – учтен «входной» НДС по материалам;
Д – т 68
, субсчет «Расчеты по НДС», К – т 19
– 18 000 руб. – принят к вычету НДС;
Д – т 76 К – т 58
, субсчет «Предоставленные займы», – 118 000 руб. – погашена сумма товарного кредита.
Сумма процентов, начисленных по договору за 61 день, составила 3944 руб. (118 000 руб. x 20 % : 365 дн. x 61 дн.).
Сумма полученных процентов, облагаемых НДС, равна 1972 руб. [3944 руб. – (118 000 руб. x 10 % : 365 дн. x 61 дн.)].
Сумма начисленного НДС составила 301 руб. (1972 руб. x 18/118).
При поступлении процентов в бухгалтерском учете были оформлены следующие проводки:
Д – т 51
«Расчетные счета» К – т 91
, субсчет «Прочие доходы», – 3944 руб. – поступили проценты по договору товарного кредита;
Д – т 91
, субсчет «Прочие расходы», К – т 68, субсчет «Расчеты по НДС», – 301 руб. – начислен НДС с суммы процентов, облагаемых НДС.
В базу, облагаемую налогом на прибыль, ООО «Кредитор» должно включить 3643 руб. (3944 руб. – 301 руб.).
Бухгалтерский и налоговый учет у заемщика по товарному кредиту.
В учете у заемщика должны быть отражены следующие операции: получение товара, отражение своей задолженности перед контрагентом на счетах учета займов, начисление процентов, отражение возврата имущества.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, установлены ПБУ 15/01, которое применяется к различным видам заемных операций: привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций, в том числе к операциям по товарному и коммерческому кредиту.
Вышеуказанные операции (получение кредита, займа, товарного кредита, коммерческого кредита; выдача простого или переводного векселя; эмиссия облигаций) не являются одинаковыми с позиций гражданского законодательства. Однако для целей бухгалтерского учета ПБУ 15/01 распространяет на вышеуказанные сделки единые правила трактовки исходя из заложенного в ПБУ 1/98 требования приоритета содержания перед формой.
В соответствии с п. 3 ПБУ 15/01 основная сумма долга по полученному от займодавца займу и (или) кредиту учитывается организацией-заемщиком согласно условиям договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором.
В соответствии с п. 4 ПБУ 15/01 организация-заемщик принимает к бухгалтерскому учету задолженность по основной сумме долга в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает ее в составе кредиторской задолженности.
Заемщик, получив товарный кредит, должен оприходовать поступившие ценности на тех счетах, на которых он их учитывает (например, 10 или 41 «Товары»). Сумму НДС, предъявленную займодавцем, заемщик может принять к вычету на общих основаниях.
Проценты по кредиту учитываются в налоговой себестоимости одним из двух методов:
– исходя из среднего процента, увеличенного в 1,2 раза, который организация уплачивает по долговым обязательствам того же вида;
– исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.
|