При ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства.
В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:
• перед поставщиками и подрядчиками (кредитовые остатки по состоянию на отчетную дату по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами;
• по авансам полученным (кредитовые остатки по соответствующим субсчетам, открытым к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»);
• перед прочими кредиторами (кредитовые остатки по прочим счетам – 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и т. д.).
Производственные запасы материалов и других ценностей, необходимых для обслуживания производственного процесса и ведения хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров.
В договорах предусматривается: номенклатура материалов (ценностей), количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки, виды и сроки проведения работ, оказания услуг.
На отгруженную продукцию организации-поставщики выписывают счета, платежные требования, счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателям, последние оплачивают их в соответствии с условиями договоров. Организации проверяют выписанную документацию на соответствие договорам, регистрируют их в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т. е. дают согласие на оплату. После регистрации счета получают внутренний номер (регистрационный) и после этого передают в бухгалтерию для оплаты, а квитанции или товарно-сопроводительные документы (товарно-транспортная, железнодорожная накладная) передаются в отдел для получения и доставки груза.
По мере поступления груза на склад кладовщиком выписывается приходный ордер, который сдается в бухгалтерию, где таксируется по учетным ценам и вместе с платежным поручением (платежным требованием поставщика). По мере оплаты банком этого документа предприятие получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств, в пользу организации поставщика. Договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки. В таком случае поставщик поставляет продукцию (товары) после получения аванса от покупателя. Размер аванса определяется сторонами в договоре. После окончания поставки и оплаты продукции (товаров) суммы перечисленного аванса засчитываются при окончательной оплате.
Расчетный документ
– это оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронный платежный документ:
• распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
• платежные поручения;
• аккредитивы;
• чеки;
• платежные требования;
• инкассовые поручения.
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет по отношению к балансу – активно-пассивный:
• сальдо дебетовое – свидетельствует о суммах авансов или предоплат, перечисленных поставщикам;
|