1.1. Учетная политика организации: требования к содержанию и задачи формирования
В соответствии со ст. 5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) учетная политика относится к четвертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, и каждая организация должна принять и последовательно применять учетную политику.
Нормы ПБУ 1/98 более детально определяют подходы к выбору, обоснованию, раскрытию и изменению учетной политики.
Однако требования и Закона о бухгалтерском учете, и ПБУ 1/98 концептуальны и не являются руководством по решению конкретных практических проблем, которые возникают у составителей при формировании конкретной организации учетной политики.
Учетная политика является основным внутренним документом, устанавливающим особенности бухгалтерского учета организации.
В соответствии с ПБУ 1/98 субъект хозяйственной деятельности должен определить способы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Главная функция учетной политики – закрепить выбранные способы учета и внутреннего контроля из ряда способов, разрешенных нормативными актами.
В связи с этим организации могут применять разные методы учета однотипных групп операций и разные способы контроля.
Как отмечает М.В. Чиненов, бухгалтерия может успешно выполнять присущие ей функции лишь в том случае, когда сформированная в ее рамках учетная политика адекватно отражает особенности текущей экономической ситуации и потребности заинтересованных пользователей конечного продукта бухгалтерского учета.
Среди основных факторов, оказывающих влияние на формирование современной учетной политики на общенациональном уровне и на уровне отдельно взятой организации, – изменение требований к содержанию финансовой отчетности, совершенствование методики учета, гармонизация российских правил бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.
Важнейшими задачами формирования учетной политики становятся:
– построение информационных процессов в организации, которое обеспечило бы дополнение финансовой отчетности показателями, ориентированными на ее будущее;
– сближение отечественной учетной практики с международной;
– преодоление информационного разрыва между бухгалтерией, которая аккумулирует огромные объемы финансовых и нефинансовых сведений об организации, и пользователями (внешними и внутренними) учетных и отчетных данных, которые часто сетуют на недостаток информации о деятельности организации, предъявляют серьезные претензии к бухгалтерии по поводу состава, содержания и качества предоставляемых им данных.
Учетная политика, основанная на идее обеспечения прозрачности деятельности организации и полезности информации о ее деятельности, позволит удовлетворить информационные запросы широкого круга пользователей. Основные подходы к ее формированию представлены в табл. 1.
Как отмечает в своих работах А.А. Соколов, большинство главных бухгалтеров российских организаций рассматривают учетную политику как неизбежную необходимость, формирование которой связано с затратами времени и сил, в то время как выгоды определяются с трудом.
Другое по теме7.1.2. Какие затраты относятся к представительским расходам
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским
расходам относятся затраты налогоплательщика на официальный прием и (или)
обслуживание:
– представителей других организаций, участвующих в
переговорах в целях установления и ...
|