Учетная политика является для организации основополагающим внутренним нормативным документом, регулирующим учетный процесс на местном уровне в развитие требований внешних нормативных документов, которые выполняют аналогичную функцию на законодательном, методологическом и методическом уровнях системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятую экономическим субъектом и формируемую на основе законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Учетная политика как экономическая категория непрерывно развивается. Так, п. 1 ст. 8 «Учетная политика экономического субъекта» проекта нового федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что учетную политику составляет совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом.
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 проекта федерального закона «О бухгалтерском учете»).
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета экономический субъект избирает способ ведения бухгалтерского учета из числа способов, допускаемых национальными стандартами.
Если национальными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета, то экономический субъект самостоятельно разрабатывает такой способ исходя из требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и (или) отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 8 проекта федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Учетная политика экономического субъекта должна применяться последовательно из года в год (п. 4 ст. 8 проекта федерального закона «О бухгалтерском учете»). В учетную политику могут вноситься поправки:
– при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и (или) отраслевыми стандартами;
– при разработке или избрании экономическим субъектом нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению надежности информации об объекте бухгалтерского учета;
– при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Однако наиболее привлекает внимание специалистов следующее положение из числа планируемых изменений в учетную политику: в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики будет производиться с начала отчетного года, но только при условии, что иное не обуславливается причиной такого изменения. Таким образом, в некоторых случаях организация сможет изменять учетную политику и в течение отчетного года. Однако это станет реальностью при утверждении проекта вышеуказанного федерального закона «О бухгалтерском учете».
В настоящее время в отношении учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, должно применяться допущение последовательности ее применения от одного отчетного периода к другому. Однако в связи с изменением нормативных документов, существенным изменением условий деятельности организации и под влиянием иных обстоятельств в учетную политику организацией могут и должны вноситься изменения.
Другое по теме4.2.2. Налоговый учет затрат на добровольный аудит
Финансовые органы и арбитражные суды сходятся во мнении о
том, что налогоплательщик вправе учесть затраты на добровольный аудит. При этом
Минфин России использует следующую аргументацию, что подтверждается письмом
финансового в ...
|