Рассмотрим ситуации, при которых арбитражные суды признавали
представительские расходы организации экономически обоснованными. Так, по
одному из арбитражных споров суд указал, что расходы общества соответствовали
критериям, установленным подпунктом 22 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК
РФ, то есть были связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей
других организаций, участвовавших в переговорах с целью установления и
поддержания сотрудничества, были подтверждены и экономически обоснованы.
Проводимые приемы представителей авиапредприятий – контрагентов общества были
направлены как на исполнение текущих обязательств по заключенным контрактам,
так и на дальнейшее продолжение сотрудничества; при этом на заводские испытания
приглашались как конкретные заказчики, так и представители других авиакомпаний
(постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2007 по делу №
А56-10798/2006).
Разрешая другой налоговый спор, суд отметил, что официальный
характер проводившихся мероприятий подтверждался приказами о командировании, в
соответствии с которыми при направлении сотрудника организации в командировку
устанавливалась цель: проведение переговоров с контрагентами банка, заключение
договоров (что свидетельствовало о направленности служебного задания на
поддержание сотрудничества с контрагентами банка). Суд установил, что было
назначено лицо, исполнявшее обязанности отсутствовавшего сотрудника
организации, в связи с чем визит руководителя банка не носил частного
характера, а был официальной поездкой по служебной необходимости.
Подтверждением официального характера проводившихся мероприятий также служили
отчеты о командировке. Таким образом, суд признал правомерным учет банком представительских
расходов в связи с тем, что вышеуказанные расходы носили официальный характер
(постановление ФАС Поволжского округа от 12.09.2007 по делу № А57-15382/06).
Иногда налоговые органы делают выводы об экономической
неоправданности представительских расходов организаций без достаточных к тому
оснований. В качестве примера приведем постановление ФАС Поволжского округа от
29.03.2007 по делу № А55-10820/06.
Пример.
ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительным решения налогового органа. В данном решении налоговый орган
сделал вывод о неправомерном учете обществом суммы оплаты услуг по организации
и проведению расширенного производственного совещания руководящего состава и
технического персонала общества.
Арбитражный суд поддержал позицию налогоплательщика. При
этом суд исходил из того, что налоговый орган документально не обосновал свой
довод об экономической неоправданности вышеуказанных услуг и об отсутствии их
связи с производственной деятельностью общества, направленной на получение
дохода.
Как установил суд, программа проведения расширенного
производственного совещания и состав участников совещания свидетельствовали о
том, что совещание носило информационный, стимулирующий, рекламный и
представительский характер и было направлено на повышение эффективности работы
общества в текущем году и на информирование общественности и деловых партнеров
о высоких производственных и экономических показателях, достигнутых обществом в
прошлом году.
В связи с этим суд посчитал, что в соответствии с
подпунктами 18, 22, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на проведение такого
совещания могли учитываться для целей налогообложения прибыли в качестве прочих
расходов, связанных с производством и реализацией.
Следует отметить, что НК РФ не содержит ограниченного
перечня представительских расходов. При разрешении вопроса об относимости
спорных расходов к данной категории суд будет исходить, по нашему мнению, из их
экономической оправданности.
|