Реклама на сайте


4.5.3. Учет расходов на оплату услуг по организационному аудиту

Иногда налоговые органы делают выводы о необоснованности и нерациональности расходов на оплату услуг аудиторов. Проиллюстрируем вышеприведенное на примере из судебно-арбитражной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2005 № А66-12629/2004).

Пример.

Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку представленной ОАО декларации по налогу на прибыль. В ходе проверки налоговый орган установил необоснованное включение обществом в расходы, связанные с производством и реализацией, затрат на оплату услуг по организационному аудиту.

Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик не представил документы, подтверждавшие экономическую оправданность данных затрат. Налоговый орган также указал на то, что в структуре общества существовала группа внутреннего аудита, поэтому привлечение сторонней организации для выполнения услуг аудита противоречило принципу рациональности.

Общество не согласилось с выводами налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.

Суд решил, что понесенные ОАО расходы являлись обоснованными, экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.

Как установил суд, в соответствии с договором аудиторская фирма обязалась оказать услуги по организационному аудиту: разработать и внедрить План изменений для перехода от системы действовавших на тот момент их организационной и функциональной структур общества «Как есть» к системе организационной и функциональной структур общества «Как должно быть», провести обучение работников общества, направленное на формирование знаний и навыков, которые были необходимы работникам для управления реорганизованным обществом, а также осуществления дальнейших преобразований. Сущность оказания услуг состояла во внедрении наиболее целесообразных, оптимальных решений организационной и функциональной структур.

Факт оказания услуг и их оплата обществом подтверждались счетами-фактурами, предварительным и итоговым отчетами, актом выполненных работ, платежными документами.

Довод налогового органа о необоснованности и нерациональности расходов на оплату услуг суд признал несостоятельным, поскольку он опровергался представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно итоговому отчету исполнитель разработал и внедрил План изменений, а налогоплательщик в соответствии с данными рекомендациями провел реорганизацию отделов управления, которая была направлена на повышение эффективности его работы.

Арбитражный суд отклонил довод налогового органа о том, что в обществе существовала группа внутреннего аудита, поскольку, как пояснил налогоплательщик, у него не имелось достаточно квалифицированных специалистов для осуществления оптимизации управленческих процессов. Услуги аудиторской фирмы были обусловлены необходимостью привлечения профессиональных консультантов для анализа организационного процесса в обществе и подготовки рекомендаций по его реорганизации.

      Другое по теме

      4.1.1. Нормы налогового законодательства
      Согласно подпункту 17 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Таким образом, налогоплательщику предоставлено право учитывать ...