Как показывает практика, одной из претензий налоговых
органов является упрек, адресованный налогоплательщику при налоговой проверке,
в экономической необоснованности расходов организации. Для того чтобы убедиться
в законности подобной претензии, налогоплательщику надо иметь четкое
представление о том, какие затраты считаются обоснованными с точки зрения
налогового законодательства.
Понятие экономической оправданности затрат.
Налоговое законодательство требует, чтобы расходы организации были
обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Иначе их нельзя учитывать при
налогообложении прибыли (п. 49 ст. 270 НК РФ).
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом следует
отметить, что понятие «экономическая оправданность затрат» не дано ни в одном
акте действующего законодательства Российской Федерации. Законодательство о
налогах и сборах также не содержит разъяснений данного понятия для целей
налогообложения.
Поэтому понятие «экономическая оправданность затрат»
является оценочной категорией, а это означает, что при возникновении сомнений в
оправданности произведенных расходов налоговый орган должен доказать данное
обстоятельство . В настоящее время складываются три варианта толкования данного
термина арбитражными судами, в основу которых положены следующие критерии:
– связь с деятельностью, направленной на извлечение дохода;
– производственная целесообразность;
– соответствие цен, уплаченных за услуги, рыночному уровню.
В большинстве случаев арбитражные суды понимают под
экономической обоснованностью направленность произведенных расходов на
получение дохода. Подтверждением тому являются постановления ФАС Северо-Западного
округа от 02.08.2004 по делу № А56-1475/04, ФАС Восточно-Сибирского округа от
06.10.2004 по делу № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1.
Экономическая обоснованность расходов, которая не
связана с фактическим получением доходов. Подчеркнем, что экономическая
обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не
фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а
направленностью таких расходов на получение дохода .
Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса
прослеживается и в постановлении ФАС Поволжского округа от 10.07.2007 по делу №
А06-5861/2006-13, а также в постановлении ФАС Северо-Западного округа от
10.04.2006 по делу № А56-33381/2005.
По мнению судов, отсутствие экономического эффекта в виде
получения дополнительной прибыли, связанной с реализацией продукции, не
доказывает, что произведенные расходы экономически не оправданны (постановление
ФАС Поволжского округа от 17.05.2007 по делу № А12-12334/06).
В частности, организация имеет право учитывать расходы по
договорам, связанным с продвижением и сбытом продукции, если даже они не привели
к увеличению ее выручки (постановление ФАС Московского округа от 24.10.2005 №
КА-А40/10143-05).
Учет размера расходов. Экономическая
оправданность затрат может характеризовать количественную оценку произведенных
расходов, то есть определять, насколько разумным и необходимым с точки зрения
рыночных цен был размер понесенных расходов. Из этого, в частности, исходит ФАС
Московского округа в постановлении от 06.07.2005 по делу № А72-6211/04-8/585.
Как показывает судебная практика, для признания затрат неоправданными
необходимо оценить их размер применительно к затратам других лиц в сопоставимых
обстоятельствах (постановление ФАС Московского округа от 28.07.2005 по делу №
КА-А40/6950-05).
Например, значительная сумма расходов, направленных
организацией на оплату услуг, может вызвать сомнения у налогового органа в
экономической оправданности понесенных налогоплательщиком расходов.
В то же время судебной практике известны случаи признания
арбитражным судом экономически оправданными весьма существенных денежных сумм,
направленных на оплату услуг юристов. Так, в постановлении от 30.08.2005 по
делу № А56-2639/2005 суд ФАС Северо-Западного округа позволил организации
списать на расходы в налоговом учете затраты по оплате услуг юридических фирм в
размере 1 262 588 руб. При этом вышеуказанные расходы составили значительную
долю расходов организации – 38 % от общей суммы расходов.
Обоснованность расходов и наличие в штате сотрудников.
Часто налоговые органы предъявляют претензии тем организациям, которые,
имея в своем штате квалифицированных специалистов в какой-то области знаний,
обращаются к услугам других фирм.
Например, экономическая оправданность расходов по оплате
услуг юристов во многом зависит от того, имеются ли в штате организации свои
юрисконсульты. Так, если в штатном расписании организации предусмотрена
должность юрисконсульта и в его функциональные обязанности входит
представительство интересов организации в арбитражных судах, то налоговый орган
может усомниться в экономической обоснованности привлечения юристов для
выполнения работы штатного юрисконсульта организации .
Однако тот факт, что у организации имеются штатные
юрисконсульты, не означает, что она не может привлекать других юристов.
Так, Минфин России в письме от 31.05.2004 № 04-02-05/3/42
указал на то, что при наличии в штатном расписании должности юриста вопрос о
признании расходов на услуги адвокатов для целей налогообложения прибыли должен
рассматриваться в каждой отдельной ситуации. При этом налогоплательщики должны
учитывать положения п. 5 ст. 252 НК РФ в части повторного включения
расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также круг
обязанностей, возложенных на юриста организации, объем выполняемых работ.
Между тем даже при наличии в штате организации должности
юриста расходы на юридические услуги можно отнести в уменьшение облагаемой
прибыли, если функции, выполняемые сторонним юристом, дублируют обязанности,
соответствующие должности юриста данной организации, например в связи с большим
уровнем специализации. Подтверждением тому может служить постановление ФАС
Московского округа от 14—18.07.2005 по делу № КА-А40/6315-05.
В постановлении ФАС Московского округа от 20.04.2005 №
КА-А40/2944-05 подчеркнуто, что затраты по маркетинговым исследованиям по
договорам со сторонними организациями могут учитываться для целей
налогообложения прибыли не только в том случае, если налогоплательщик не имеет
в своем штате соответствующих сотрудников.
При этом важно согласно постановлению ФАС Поволжского округа
от 31.07.2007 по делу № А55-16334/2006, чтобы функции, выполняемые
маркетинговой службой организации, не дублировали обязанности исполнителей по
договорам на оказание консультационных и маркетинговых услуг.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 №
320-О-П подчеркнуто, что расходы налогоплательщика должны быть экономически
обоснованы.
По мнению Суда, законодатель оправданно отказался от
закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть
учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм
экономической деятельности и видов возможных расходов, что при их детальном и
исчерпывающем нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав
налогоплательщика.
Таким образом, налогоплательщикам предоставлена возможность
самостоятельно определять в каждом конкретном случае исходя из фактических
обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся
те или иные не поименованные в главе 25 НК РФ затраты к расходам для целей
налогообложения либо нет.
При этом налоговое законодательство не использует понятие
экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения
финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов,
уменьшающих для целей налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с
точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата.
В силу принципа свободы экономической деятельности
налогоплательщик осуществляет эту деятельность самостоятельно на свой риск и
имеет право самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.
Обязанность налоговых инспекторов доказывать
необоснованность расходов. Бремя доказывания необоснованности
расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы. На это прямо указал
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.06.2007 № 320-О-П.
С этим согласен и Минфин России (письмо от 12.12.2007 № 03-03-06/1/851).
Таким образом, при возникновении у налогового органа
сомнений в экономической оправданности затрат организации именно он должен
доказывать необоснованность расходов организации. В то же время сотрудники
организации должны активно участвовать в налоговом споре, представляя суду
необходимые доказательства в подтверждение своей позиции.
|