Перестрахование является системой экономико-правовых отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, передает часть ответственности по ним другим страховщикам (перестраховщикам) на согласованных с ними условиях с целью создания сбалансированного портфеля страхований и обеспечения своей финансовой устойчивости.
Основная задача перестрахования – увеличение емкости страхового рынка и расширение возможностей страховщиков.
Вступившая в силу 17 января 2004 г. новая редакция Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 создала массу новых проблем административно-правового характера для отечественного перестрахования. Она уже привела к тому, что перестраховочный рынок страны оказался на грани кризиса, причем более глубокого, чем кризис, вызванный так называемым суверенным дефолтом августа 1998 г. Заметно сократились объемы перестрахования между российскими страховыми организациями, увеличилось количество договоров перестрахования, заключенных российскими страховщиками с иностранными перестраховщиками, что приводит к увеличению оттока валюты из страны. Потери российского перестраховочного рынка оцениваются в десятки миллионов долларов.
Основные проблемы для российского рынка перестрахования, вытекающие из этого законодательного акта, возникли вследствие того, что п. 3 ст. 13 Закона предусматривает запрет на перестраховочную деятельность для страховых компаний, имеющих лицензию на страхование жизни (таких в России 814). На то, чтобы разделить эти два вида бизнеса, страховым компаниям был дан всего один месяц, а ведь нужно было определиться по миллионам договоров. Поставленные в безвыходное положение, большинство страховых фирм сознательно проигнорировали данное положение Закона. Одновременно ими были предприняты всевозможные шаги с целью отмены драконовской нормы. В настоящее время Государственная Дума РФ приняла федеральный закон (от 21.06.2004 N 57-ФЗ), предусматривающий приостановление действия п.3 ст. 13 до 1 января 2007 г., когда страховщики обязаны окончательно разделить рисковое страхование и страхование жизни.
Серьезные трудности для субъектов перестраховочного рынка были созданы путем толкования ст. 32 Закона об организации страхового дела Департаментом страхового надзора Минфина РФ, который потребовал получения специальных лицензий на осуществление перестраховочной деятельности от всех страховых компаний, намеренных принимать риски в перестрахование, хотя в самом законодательном акте такого однозначного требования не содержится – там лишь говорится, что субъектам страхового дела выдается лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.
В настоящее время выдача временных лицензий на перестрахование осуществляется в упрощенном порядке. Но есть необходимость ускорить процесс выдачи лицензий в целях быстрейшего восстановления емкости российского рынка перестрахования, а также установить, что в дальнейшем получения иных лицензий на перестраховочную деятельность не потребуется, поскольку прямого предписания на этот счет в Законе нет. Более того, п. 5 ст. 4 этого законодательного акта устанавливает, что для перестрахования имущественных рисков на территории страны лицензий вообще не требуется.
Для получения лицензии на осуществление перестрахования страховые компании должны представить в Департамент страхового надзора следующие документы:
• заявление по установленной форме;
• учредительные документы;
• свидетельство о государственной регистрации;
Другое по теме31. Налоговый учет в системе бухгалтерского учета
Налоговый учет – система обобщения информации для
определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных
документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным
законодательством РФ.
Налогов ...
|