Возможность получения кредитов и их стоимость во многом связаны с финансовым состоянием и репутацией заемщиков. Но в условиях, когда клиентами банков являются миллионы граждан и организаций, установить добросовестность конкретного лица, обратившегося за кредитом, крайне сложно. Для решения этой задачи в Российской Федерации с 2006 года начали создаваться бюро кредитных историй (БКИ). Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 218-ФЗ “О кредитных историях” банки обязаны предоставлять сведения о своих клиентах, получающих кредиты, с их согласия в одно или несколько БКИ. Сведения о дебиторах, суммах займов, их погашении и об уплате процентов по ним служат основой формирования кредитных историй. В дальнейшем в соответствии с данной информацией БКИ составляют кредитные отчеты, которые предоставляют банкам и другим организациям, рассматривающим возможность выдачи гражданину или компании нового займа и подтвердившим бюро согласие дебитора на предоставление им соответствующих сведений.
Для любой организации наличие положительной кредитной истории характеризует заемщика с хорошей стороны и позволяет упростить процедуру оформления и в перспективе улучшить условия получения кредита. Ведь новые займы будут предоставляться в первую очередь тем организациям, которые добросовестно выплачивали проценты по взятым ранее кредитам и своевременно погашали сумму самого кредита. Банк запрашивает кредитные отчеты в БКИ для того, чтобы определить, можно ли выдавать заем конкретной организации и какой процент по нему можно установить исходя из возможного риска: чем больше риск, тем выше будет ставка.
Кредитный отчет – это документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, о лицах, получавших займы: Ф.И.О., домашний адрес, сведения о прописке, информацию о взятых обязательствах, историю оплаты процентов и погашения сумм займов. При этом в нем не может быть сведений об имуществе, покупках, медицинских данных и другой личной информации.
Удалить кредитную историю из БКИ нельзя. Она хранится в бюро 15 лет, по истечении которых она может быть уничтожена. Следует отметить, что отсчет данного срока начинается со дня последнего изменения содержащейся в ней информации.
Если организация обнаружила, что в БКИ находятся очерняющие ее кредитную историю неправдоподобные факты, она вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в ее кредитной истории. Поэтому первое, что организация должна предпринять, – прийти в БКИ и написать заявление на опровержение своей истории либо с просьбой о внесении изменений или дополнений в нее. Бюро в течение 30 дней со дня получения этого заявления обязано провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования – банка. По окончании установленного срока проверки БКИ обязано в письменной форме сообщить организации о результатах. Если после получения повторной, уже измененной истории организация будет настаивать на некорректности содержащихся в ней сведений, она может обратиться в суд, привлекая в качестве ответчика банк. БКИ не обязано проводить в дальнейшем проверку ранее оспариваемой, но получившей подтверждение информации, содержащейся в кредитной истории.
Кредитную историю того или иного субъекта хозяйственной деятельности могут получить только банки и кредитные организации. Если организация кредитует другую фирму, то она также сможет с согласия дебитора получить в БКИ его историю. В ином случае БКИ ее просто не выдаст. Если же организация хочет узнать, какая кредитная история у ее потенциального партнера, проще попросить последнего получить свою кредитную историю и передать ее организации. Иначе встает вопрос о нарушении коммерческой тайны организации, а в случае с заемщиком-гражданином – его прав на охрану персональных данных.
Другое по темеРасчеты с подотчетными лицами
В соответствии с п. 11 Порядка ведения
кассовых операций в Российской Федерации предприятия вправе выдавать наличные деньги
из кассы под отчет:
– на хозяйственно-операционные расходы;
– на расходы экспедиций, геолого-разведочн ...
|