В соответствии с п. 9 ст. 280 и ст. 329 НК РФ цена приобретения ценных бумаг для целей налогообложения прибыли рассчитывается по одному из следующих методов:
– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
– по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
– по стоимости единицы.
Организация самостоятельно выбирает один из этих методов и закрепляет в учетной политике.
Метод оценки по стоимости единицы применяется к неэмиссионным ценным бумагам, в частности к векселям.
Как уже отмечалось, в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 19/02 при выбытии ценных бумаг, принятых к учету в качестве финансовых вложений, используются следующие способы оценки их стоимости:
– по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
– по средней первоначальной стоимости;
– по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете совпадают два метода оценки стоимости финансовых вложений – по стоимости единицы и ФИФО.
Однако использовать в практической деятельности пример для расчета оценки стоимости финансовых вложений по способу ФИФО, приведенный в приложении к ПБУ 19/02, для целей налогового учета нельзя.
Это объясняется тем, что в указанном примере стоимость ценных бумаг, оставшихся на конец отчетного периода, является усредненной, чего не должно быть в налоговом учете.
Пример 2 из приложения к ПБУ 19/02
1) Стоимость остатка ценных бумаг на конец месяца исходя из стоимости по последним поступлениям:
(80 × 120 тыс. руб.) + (50 × 110 тыс. руб.) = 15,1 млн руб.
2) Стоимость выбывающих ценных бумаг:
31,2 млн руб. – 15,1 млн руб. = 16,1 млн руб.
3) Стоимость единицы выбывающих ценных бумаг:
16,1 млн руб.: 160 = 100,6 тыс. руб.
Как следует из примера, на конец отчетного периода осталось
130 единиц на сумму 15,1 млн руб. по цене 116,2 тыс. руб. за единицу.
В налоговом учете остаток должен быть по фактической цене приобретения ценных бумаг (последних по времени приобретения):
– 80 × 120 тыс. руб. = 9,6 млн руб.;
– 50 × 110 тыс. руб. = 5,5 млн руб.
Если в следующем месяце будет реализована часть пакета (например, 100 единиц), то сумма расходов, связанных с реализацией, в бухгалтерском и налоговом учете будет различна:
– в бухгалтерском учете – 11,62 млн руб. (100 × 116,2 тыс. руб.);
– в налоговом учете – 11,5 млн руб. (50 × 110 тыс. руб. + 50 × 120 тыс. руб.).
С учетом принципа рациональности ведения бухгалтерского учета организациям целесообразно использовать в бухгалтерском учете методику налогового учета, закрепив ее в учетной политике.
Другое по теме2.6.2. Изменения налогового законодательства
До принятия Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
таможенные плат ...
|