Тогда после списания реализованной торговой наценки на счете 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
Методику расчета реализованной торговой наценки фиксируют в приказе об учетной политике. Методика начисления торговой наценки в законодательстве отсутствует, поэтому организация вправе использовать любую методику:
1) устанавливать единый процент торговой наценки на все товары или по отдельным группам товаров;
2) устанавливать для конкретного товара (группы товаров) торговую наценку в виде твердой суммы (константы);
3) устанавливать продажную цену, а затем рассчитывать торговую наценку;
4) применять иные способы расчета торговой наценки. Суммарная торговая наценка является характеристикой эффективности торговли и рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью приобретения.
Предусмотрены четыре различных варианта оценки товаров при продаже (или ином выбытии) по себестоимости каждой единицы (п. 16 ПБУ 5/01):
1) по стоимости единицы товара;
2) по средней стоимости;
3) по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). Торговая организация может выбрать любой из этих вариантов, и выбранный метод оценки товаров при выбытии закрепить приказом в учетной политике для целей налогообложения.
Для оценки товаров организации необходимо иметь документально подтвержденную информацию о том, сколько и каких товаров продано.
На практике применяются различные способы учета количества и номенклатуры реализованных товаров.
В небольших магазинах и торговых точках, где мало покупателей, которые к тому же не приобретают большого количества товаров разных наименований, учет реализованных товаров можно вести следующими способами:
1) каждая продажа записывается продавцом в специальную тетрадь (книгу);
2) сохраняются копии всех товарных чеков;
3) при передаче в торговый зал к каждой единице товара прикрепляются специальные бирки, которые открепляются при ее продаже;
4) все приобретенные товары заносятся в список, из которого проданный товар вычеркивается в день продажи (с указанием даты продажи) и т. д.
В крупных магазинах (супермаркетах), обслуживающих большое количество покупателей и имеющих большой ассортимент товаров, для идентификации конкретной единицы товара используют штрих-код, который содержит всю необходимую для учета реализации этой единицы товара информацию.
Для нанесения штрих-кодов требуется дорогостоящее оборудование, поэтому данный способ при всей его простоте и удобстве доступен не всем организациям.
Если наладить учет реализованных товаров в разрезе каждого наименования (группы) товаров не представляется возможным, то количество реализованных товаров рассчитывают по формуле:
где Отн – остаток товаров на начало месяца;
Кпм – количество поступивших в течение месяца товаров;
Отк – остаток товаров на конец месяца.
Все расходы торговых организаций подразделяются на расходы, связанные с реализацией и прочие расходы. Расходы, связанные с реализацией, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). А у торговых организаций косвенными являются все расходы, за исключением стоимости реализованных товаров и транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованного товара (ст. 320 НК РФ). Косвенные расходы конкретного периода в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного периода.
Другое по теме4.3.3. Подход арбитражных судов
Тем не менее, как показывает практика, иногда налоговые
органы предъявляют организациям претензии, связанные с учетом расходов на проведение
аудита по МСФО. В качестве примере приведем постановление ФАС Волго-Вятского
округа от ...
|