Тара
– это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей.
Требования к упаковке товара при передаче его от поставщика покупателю предусмотрены Гражданским кодексом РФ, в частности ст. 481 и 482. Согласно ГК РФ если в договор поставки не включены какие-либо условия, касающиеся тары или (и) упаковки, то по умолчанию товар должен быть предоставлен покупателю в таре (упаковке), за исключением товара, который по своему характеру не требует упаковки (затаривания). Товар, к упаковке которого законодательно предъявляются особые требования, должен быть передан поставщиком покупателю в таре (упаковке), соответствующей этим требованиям, независимо от условий договора поставки.
Если товар передан покупателю в ненадлежащей упаковке или без нее (кроме случаев, когда характер товара не требует упаковывания), покупатель вправе требовать от поставщика затаривания (упаковки) товара либо замены ненадлежащей тары. Гражданский кодекс предусматривает также, что в случае поставки товара в ненадлежащей таре (упаковке) покупатель вправе рассматривать такую ситуацию как поставку товара ненадлежащего качества и предъявлять поставщику соответствующие требования.
Тара, которую получает торговое предприятие от поставщика, подразделяется на возвратную и невозвратную. Возвратность тары определяется условиями договора поставки. Согласно п. 3 ст. 254 НК РФ «если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение…» Следовательно, за тару предприятие-покупатель платит в любом случае, но, если по условиям договора с поставщиком тара является возвратной, ее стоимость (оговоренная или возможная) должна быть исключена из затрат на приобретение товара. Стоимость же невозвратной тары относится к расходам на приобретение товара. Если стоимость возвратной тары не включена поставщиком в стоимость приобретаемого товара, учитывать ее в расходах на приобретение товаров тоже не нужно.
Правила учета приема, хранения и движения тары регламентируются разделом 3 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н. Согласно этим указаниям бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:
1) тара из древесины;
2) тара из картона и бумаги;
3) тара из металла;
4) тара из пластмассы;
5) тара из стекла;
6) тара из тканей и нетканых материалов.
Детали и приспособления, используемые специально для изготовления и ремонта тары, также учитываются в ее составе.
К однооборотной (невозвратной) таре, как правило, относится бумажная, картонная, полимерная (пленочная) упаковка (коробки, мешки, пакеты). Чаще всего стоимость такой упаковки сразу включается в стоимость товара и отдельно покупателем не оплачивается. К многооборотной (возвратной) таре чаще всего относится деревянная, металлическая, стеклянная и пластмассовая тара (ящики, бочки, фляги и т. д.). Однако, как мы уже говорили выше, возвратность тары согласно НК РФ определяется договором поставки. Так, например, ящик из гофрированного картона может относиться и к возвратной, и к невозвратной таре. В настоящее время такую упаковку чаще всего относят к невозвратной, и она подлежит утилизации силами покупателя. Стеклянные банки с соком могут быть невозвратной тарой в случаях, когда этот товар приобретается для розничной продажи, и (по условиям договора) возвратной, если, к примеру, продовольственный магазин торгует соками на розлив. Законодательство, как мы видим, предоставляет сторонам сделки решать этот вопрос самостоятельно, оговаривая его в условиях договора. За возвратную тару по условиям договора поставщиком с покупателя может взиматься не оплата, а залог, который возвращается покупателю после возврата им тары в надлежащем состоянии.
Тара подразделяется на упаковку внешнюю и непосредственную. Непосредственная упаковка характеризуется тем, что является неотделимой частью продаваемого товара и может быть самостоятельно использована (или утилизирована) только после его использования. Естественно, что стоимость такой упаковки включена в себестоимость товара и подлежит отдельному учету только в том случае, если она может быть возвращена на склад и использована внутри предприятия или продана (как в случае с банками при продаже сока на розлив). Однако ситуация эта довольно ограничена. В розничной продаже (тем более при торговле непродовольственными товарами) чаще всего непосредственная упаковка не учитывается отдельно и ее стоимость включена в себестоимость (а следовательно, и продажную цену) товара, продаваемого потребителю.
Другое по теме1. История возникновения и развития учета
Зародился бухгалтерский учет в XIII в., а в XV в.
вышла книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). В XX в. началось
литературное осмысление бухгалтерского учета, т. е. возникли первые
теоретические кон ...
|