Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (надбавок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.
Счет 42 «Торговая наценка» корреспондирует по кредиту со:
1) счетом 41 «Товары»;
2) счетом 44 «Расходы на продажу»;
3) счетом 90 «Продажи»;
4) счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Рассмотрим на примере, как начисляется и списывается торговая наценка на предприятии розничной торговли, ведущем учет товаров по продажным ценам.
Пример
ООО «Лора» приобрело для продажи в своем магазине партию из 200 утюгов по цене 59 руб., на общую сумму 11 800 руб., в том числе НДС 18 % – 1800 руб. ООО «Лора» ведет учет товаров по продажным ценам. Партия товара была оплачена в день получения. Торговая наценка на эту группу товаров установлена в размере 40 %. ООО «Лора» находится на общей системе налогообложения.
При оприходовании товаров бухгалтер ООО «Лора» делает следующие проводки:
Дебет счета 41 «Товары»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 10 000 руб. – оприходованы полученные товары;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость»,
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 1800 руб. – учтен НДС по оприходованным товарам;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета»
– 11 800 руб. – оплачены товары поставщику;
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
– 1800 руб. – учтен налоговый вычет по НДС;
Дебет счета 41 «Товары»,
Кредит счета 42 «Торговая наценка»
– 6520 руб. – отражена торговая наценка на оприходованные товары.
Торговая наценка рассчитана следующим образом:
10 000 руб. X 40 % = 4000 руб. – сумма торговой наценки без НДС;
(10 000 руб. + 4000 руб.) X 18 % = 2520 руб. – сумма НДС для включения в торговую наценку;
4000 руб. + 2520 руб. = 6520 руб. – общая сумма торговой наценки.
Таким образом продажная стоимость всей партии утюгов составила 16 520 руб., а продажная цена одного утюга соответственно – 82,6 руб.
В том же месяце вся партия утюгов была реализована потребителям.
В бухгалтерском учете ООО «Лора» были сделаны следующие проводки:
Дебет счета 50 «Касса»,
Кредит счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка»
– 16 520 руб. – поступила выручка от реализации товаров в кассу;
Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж»,
Кредит счета 41 «Товары»
– 16 520 руб. – списана учетная стоимость реализованных товаров;
Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж»,
Кредит счета 42 «Торговая наценка»
—6520 руб. – сторнирована сумма реализованной торговой наценки;
Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»,
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
– 2520 руб. – начислен НДС к уплате;
Дебет счета 90 «Продажи» субсчета 9 «Прибыль от продаж»,
Кредит 99 «Прибыли и убытки»
– 4000 руб. – отражен финансовый результат от реализации товара.
Субсчета счета 90 «Продажи», задействованные в этой операции, следующие:
1) субсчет 1 «Выручка»;
2) субсчет 2 «Себестоимость продаж»;
3) субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»;
4) субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 торговые организации обязаны отражать в бухгалтерском балансе товары по стоимости их приобретения. Организации, ведущие учет товара по продажной стоимости, учитывают разницу между стоимостью приобретения и стоимостью продажи товара в бухгалтерской отчетности отдельной строкой.
Стоимость товаров при их реализации разрешено списывать с применением следующих методов оценки:
1) по себестоимости единицы;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
Себестоимость товара, помимо его непосредственной стоимости, уплачиваемой поставщику, может включать в себя и дополнительные расходы. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» признает фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов (в том числе товаров) следующие расходы:
1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
2) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
Другое по теме2. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета
Для управления хозяйством необходимо иметь всестороннюю
информацию о происходящих хозяйственных явлениях: о затратах труда, поступлении
и расходовании материалов, топлива, использования машин и т. п. Для этого
необходим хо ...
|