Реклама на сайте


5.3 Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Страница 1

С вступлением в действие Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 июля 2003 г. все владельцы транспортных средств, как физические, так и юридические лица, обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Данный Закон принят в развитие норм Гражданского кодекса РФ, в гл.48 которого предусмотрены общие положения о страховании, в том числе о страховании ответственности за причинение вреда (ст.931 ГК РФ).

Правоотношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) подлежат оформлению на основе типовых условий договора обязательного страхования, которые должны соответствовать типовым правилам обязательного страхования, издаваемым Правительством РФ. Таким образом, данный договор является публичным, что исключает возможность заключения договоров с преимущественными условиями одних страхователей перед другими.

Зачем нужно страховать гражданскую ответственность? Дело в том, что именно наличие страховки у автовладельца становится необходимым условием эксплуатации транспортного средства. При этом заключить договор обязательного страхования ответственности можно только со страховыми организациями, которые получат специальную лицензию. Ее наличия требует ст.21 Закона N 40-ФЗ.

Владелец транспортного средства, не исполнивший требование Закона N 40-ФЗ и не заключивший договор обязательного страхования, не сможет зарегистрировать транспортное средство и внести изменения в его регистрационные данные. Это во-первых. Во-вторых, при отсутствии полиса обязательного страхования транспортное средство не пройдет технический осмотр.

Таким образом, застраховать гражданскую ответственность в любом случае придется. Но как быть, если ранее уже был заключен договор добровольного страхования? К сожалению, добровольное страхование не заменяет обязательное. В то же время многие страховые компании обещают зачесть неиспользованную часть страховой премии по договорам добровольного страхования.

Произвести такой зачет будет возможно, если договор обязательного страхования заключать с той же компанией. Однако это не всегда осуществимо. Чтобы заключать договоры обязательного страхования автогражданской ответственности, страховщику необходима лицензия на оказание услуг по данному виду страхования. Если компания, в которой была застрахована ответственность в добровольном порядке, такую лицензию не получит, имеет смысл расторгнуть с ней договор и возвратить неиспользованную часть страховой премии.

Согласно Закону N 40-ФЗ страховые тарифы по рассматриваемому виду страхования подлежат государственному регулированию и устанавливаются Правительством РФ. Структуру тарифных ставок составляют базовые ставки и коэффициенты. Базовые ставки страховых тарифов определяются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в структуру страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в предыдущие периоды, и иных обстоятельств, влияющих на величину страхового риска.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 264.

Расчет страховой премии осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования.

«Начиная с 1 января 2002 г. согласно п.2 ст.263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций, при определении налоговой базы налога на прибыль.

На основании изложенного организации начиная с 1 июля 2003 г. учитывают для целей налогообложения прибыли затраты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

4. Финансовый учет: объекты, принципы, задачи
Система бухгалтерского учета разделена на две подсистемы: финансовый учет и управленческий учет. Бухгалтерский финансовый учет  – это система сбора и обработки учетной информации, необходимой для составления финансовой отчетно ...