Одним из условий для включения затрат на обучение в состав
прочих расходов является требование о том, чтобы услуги оказывались:
– российскими образовательными учреждениями, получившими
государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию);
– иностранными образовательными учреждениями, имеющими
соответствующий статус.
Между тем судебной практике известны случаи, когда
организациям удавалось доказать правомерность налогового учета расходов на
обучение своих сотрудников даже при отсутствии лицензии у образовательного
учреждения.
Проиллюстрируем вышеприведенное на следующем примере из
практики арбитражных судов (постановление ФАС Московского округа от 18.06.2007,
20.06.2007 № КА-А40/5453-07 по делу № А40-67705/06-80-264).
Пример.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку ООО. По
результатам мероприятий налогового контроля налоговый орган решил, что общество
нарушило положения подпункта 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ в связи с тем,
что учло расходы на обучение своих сотрудников в организации, не имевшей
государственной аккредитации и лицензии.
Посчитав выводы налогового органа незаконными, общество
обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения налогового
органа недействительным.
Решением арбитражного суда требование налогоплательщика было
удовлетворено. И вот почему.
Одним из направлений деятельности общества являлось
техническое обслуживание и ремонт авиационного кресельного оборудования.
Общество было обязано соответствовать существующим требованиям по обслуживанию
и ремонту не только национальным, но и правилам иностранного изготовителя,
поскольку российскими авиакомпаниями использовалось кресельное оборудование
иностранного производства.
Суд оценил договор на обучение, акты приемки-сдачи,
счет-фактуру, платежное поручение, а также принятые и подлежащие исполнению в
ЕС Законы Евросоюза № 1592/2002 и № 2042/2003 «Сертификационные требования к
эксплуатационным и ремонтным предприятиям гражданской авиации».
В итоге суд установил, что обучение персонала общества в ЗАО
входило в комплекс услуг по подготовке организации к прохождению сертификации и
получению Сертификата одобрения EASA (Европейское агентство по авиационной
безопасности). Кроме того, исполнение ЗАО своих обязательств по договору
позволило ООО получить в Европейском агентстве по авиационной безопасности
Сертификат одобрения по EASA. 145.0300, дававший право выполнять ремонтные
работы на авиационной технике иностранного производства.
При этом суд установил, что ЗАО не являлось в соответствии с
его учредительными документами образовательным учреждением и не оказывало услуг
по подготовке (переподготовке) и повышению квалификации работников общества.
Факты несения вышеуказанных затрат, их экономической
обоснованности были подтверждены документами.
Применив положения подпунктов 15 и 49 п. 1 ст. 264 НК
РФ, суд пришел к выводам о том, что ООО правомерно отнесло данные затраты к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией, а налоговый орган
неправомерно отнес расходы по вышеуказанному договору на расходы, связанные с
подготовкой и переподготовкой кадров.
Другое по теме50. Международные стандарты финансовой отчетности
Система бухгалтерского учета, которая была в условиях
плановой экономики, имела место при государственном управлении экономикой, где
главным потребителем информации и выступало государство в лице отраслевых
министерств и ведомс ...
|