Реклама на сайте


7.5.3. Подход арбитражных судов

В качестве примера судебного толкования норм закона приведем постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2005 № А56-24907/04.

Пример.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения ООО законодательства о налогах и сборах, в ходе которой выявил ряд налоговых правонарушений. В частности, налогоплательщику было вменено в вину необоснованное отнесение к представительским расходам, уменьшающим полученные доходы, затрат по оплате спиртных напитков.

По мнению налогового органа, затраты на алкогольную продукцию при проведении официального приема представителей других организаций не относятся к представительским расходам, поскольку не предусмотрены п. 2 ст. 264 НК РФ, который содержит исчерпывающий перечень расходов на представительские цели.

Общество не согласилось с подобной трактовкой закона и обжаловало решение налогового органа в судебном порядке.

Арбитражный суд признал несостоятельным довод налогового органа о том, что п. 2 ст. 264 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов на представительские цели. При этом суд подчеркнул, что налоговый орган не оспаривал того факта, что реальные затраты общества на приобретение спиртных напитков были связаны с проведением официального приема и обслуживанием представителей других организаций, что в силу подпункта 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ относится к представительским расходам, уменьшающим полученные доходы налогоплательщика.

В результате суд вынес решение в пользу налогоплательщика.

Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса прослеживается и в постановлении ФАС Центрального округа от 16.12.2005 № А68-АП-456/11-04. По этому делу суд отметил, что нормы ст. 264 НК РФ не детализируют перечень затрат, которые относятся к представительским расходам, а также не определяют перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. Таким образом, расходы на приобретение алкогольной продукции при условии соблюдения требований законодательства могут быть отнесены в расходы организации.

Аналогичные выводы сделаны в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2005 № А56-32729/04, в котором суд посчитал, что расходы на алкогольную продукцию были затратами на проведение официального приема в виде обеда.

По делу, рассмотренному ФАС Уральского округа, основанием для доначисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о занижении налогооблагаемой базы на сумму затрат на алкогольную продукцию при проведении официального приема представителей других организаций, участвовавших в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Арбитражный суд отметил, что п. 2 ст. 264 НК РФ не определяет перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, и признал решение налогового органа недействительным (постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2005 № Ф09-2878/05-С7 по делу № А07-33120/04).

Практика показывает, что в состав представительских расходов могут включаться также суммы затрат по оплате посещений представителями организаций-партнеров ресторанов, кафе, пивных баров, несмотря на то что налоговые органы полагают, что эти расходы связаны с организацией развлечений и отдыха. Подтверждением тому является постановление ФАС Московского округа от 12.09.2005, 05.09.2005 № КА-А40/8426-05.

      Другое по теме

      11.5. Анализ судебных споров, связанных с учетом расходов на рекламу. 11.5.1. Учет расходов на размещение рекламы в СМИ
      Судебная практика показывает, что организация вправе отразить в налоговом учете расходы на оплату рекламных услуг (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 по делу № А33-8934/04-С3-Ф02-128/05-С1, А33-8934/04-С ...