При наличии документов, подтверждающих факт несения затрат,
организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму
представительских расходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от
18.04.2007 по делу № А05-10601/2006-22). Например, по одному из налоговых
споров организация представила суду следующие документы: договор, сметы
представительских расходов, подготовленные на основании программ пребывания
делегаций, двусторонние акты на обслуживание, счета-фактуры, документы на
оплату услуг, калькуляции по организации питания. Оценив эти документы в
совокупности, суд квалифицировал затраты налогоплательщика как
представительские расходы и признал правомерным их отнесение к прочим расходам
(постановление ФАС Московского округа от 18.06.2007, 19.06.2007 №
КА-А40/5440-07 по делу № А40-45013/06-14-235).
По другому спору в качестве документов, подтверждавших
обоснованность представительских расходов, организация представила акт об
отнесении затрат к представительским расходам, исполнительную смету, товарные и
кассовые чеки, авансовый отчет. Кроме того, общество подтвердило факт
переговоров генеральных директоров на официальной встрече, представило
имевшиеся у него документы – протокол встречи, копии документов, подписанных в
процессе переговоров в офисе общества. Исследовав данные документы, суд признал
обоснованным списание налогоплательщиком затрат на представительские расходы.
Позиция суда была отражена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от
30.11.2005 № Ф04-8632/2005(17413-А70-37).
Необходимо отметить, что отдельные неточности в составлении
документов не изменяют правовую природу выплат, связанных с представительскими
расходами. Это следует из постановления ФАС Поволжского округа от 24.11.2005 по
делу № А65-3726/2005-СА1-37.
Результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения,
программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов не относятся к
первичным учетным документам, и их наличие не является обязательным условием
для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат
(постановление ФАС Поволжского округа от 22.03.2005, 29.03.2005 №
А12-18384/04-С36).
Налоговое законодательство не требует обязательного
включения в перечень представленных обществом документов поименного списка
представителей организаций – участников переговоров, программы проведения
деловой встречи и т.д. Данный вывод сделан в постановлении ФАС Уральского
округа от 07.09.2005 № Ф09-3872/05-С7.
При отсутствии документов, подтверждающих факт несения
представительских расходов, организация не имеет права учитывать их при
налогообложении прибыли (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от
12.03.2007 № Ф08-722/2007-296А по делу № А32-2686/2005-53/200). В другом случае
арбитражный суд установил, что общество относило на затраты представительские
расходы на основании счетов предприятий общественного питания. Между тем данные
документы не относятся в соответствии с законодательством к платежным
документам, подтверждающим факт осуществления расчетов. При таких
обстоятельствах суд сделал вывод о том, что общество документально не
подтвердило понесенные представительские расходы (постановление ФАС
Волго-Вятского округа от 10.08.2006 по делу № А29-4238/2005а).
Аналогичные выводы делают и налоговые органы. По их мнению,
при отсутствии документального подтверждения представительские расходы не
учитываются для целей налогообложения прибыли, так как не соответствуют
принципам признания расходов для целей налогообложения прибыли согласно п.
1 ст. 252 НК РФ. Это следует из письма УФНС России по г. Москве от
22.12.2006 № 21-11/113019@.
Документами, подтверждающими представительские расходы,
служат:
– приказ (распоряжение) руководителя организации об
осуществлении расходов на представительские цели;
– смета представительских расходов;
– первичные документы, в том числе в случае использования
приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты
услуг сторонних организаций;
– акт об осуществлении представительских расходов,
подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически
произведенных представительских расходов.
В отчете о представительских расходах, составленном по
окончании проведенного представительского мероприятия, отражаются:
– цель представительских мероприятий и результаты их
проведения;
– дата и место проведения;
– программа мероприятий;
– состав приглашенной делегации;
– участники принимающей стороны;
– величина расходов на представительские цели.
Об этих документах говорится в письме УФНС России по г.
Москве от 06.10.2006 № 20-12/89121.2
〈Об
отнесении к представительским расходам затрат на приобретение продуктов и
одноразовой посуды для организации официального приема и буфетного обслуживания
клиентов при проведении деловых переговоров и презентаций услуг〉.
При этом согласно письму Минфина России от 13.11.2007 №
03-03-06/1/807 все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены
соответствующими первичными документами.
В случае приобретения товаров (услуг) на представительские
цели подотчетным лицом подтверждающими документами являются первичные
документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу, например
кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и
т.д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм. Данная
правовая позиция изложена в письме УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 №
20-12/41851 〈О
налогообложении налогом на прибыль командировочных и представительских расходов〉.
Таким образом, расходы по проведению официального приема
должны быть документально подтверждены, в том числе протоколом мероприятия с
указанием лиц, участвующих в мероприятии. При отсутствии документального
подтверждения вышеприведенные расходы не учитываются для целей налогообложения
прибыли, так как не соответствуют принципам признания расходов для целей
налогообложения прибыли, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Данные выводы
сделаны в письме УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 № 21-11/113019@
〈О порядке учета
представительских расходов организации при определении налоговой базы по налогу
на прибыль〉.
При заключении договора со сторонней организацией (например,
с предприятием общественного питания) документальным подтверждением
осуществления представительских расходов служат договор с данной организацией,
акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ, счет-фактура. Если
привлекаются переводчики, не состоящие в штате организации, расходы также
подтверждаются соответствующими договорами, актами выполненных работ и иными
документами. Об этом говорится в письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 №
20-12/034115 〈Об
учете в целях налогообложения прибыли представительских расходов на проживание
в гостинице〉.
Другое по теме26. Оборотные, сальдовые, шахматные ведомости
Оборотными ведомостями называют специальные таблицы,
в которых проводятся обобщение и проверка данных всех учетных объектов.
Оборотные ведомости составляются отдельно по синтетическим и
аналитическим счетам за каждый отчетный ...
|