В начале проверки применения ККТ фискальные
органы, как правило, проверяют весь комплекс документов, характеризующих статус
организации (индивидуального предпринимателя). При этом устанавливаются
личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих
квалификационных документов, документов, подтверждающих регистрацию организации
(индивидуального предпринимателя) и постановку ее (его) на учет в налоговом
органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими
подакцизными товарами и т. п.
Осмотр ККТ производится на предмет
соответствия требованиям регистрации. Параллельно проверяют наличие договора с
центром технического обслуживания, наличие средств визуального контроля,
маркировочной таблички ККТ, пломб и т. д.
После осмотра кассового аппарата проверяющие
исследуют контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание
на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой
операции, количество гашений счетчиков и т. д. Также проверке подлежат
нулевые чеки: их количество, время пробития, если их несколько в течение смены,
устанавливается, чем была вызвана эта необходимость.
Затем проверяется ведение таких документов,
как журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), журнал вызова технических
специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8), ценники на товары
(прейскуранты на услуги), обоснованность расценок, доступность для клиентов
места размещения прейскурантов.
Контролеры обращают внимание и на операции,
освобожденные от применения ККТ, расчеты по которым оформляются бланками
строгой отчетности. При невыдаче клиенту квитанции или другого заменяющего
кассовый чек документа (при выдаче документа с указанием суммы, меньше
уплаченной) проверяющий делает соответствующую запись в акте и составляет
протокол за неприменение ККМ (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля
2003 г. № 16).
В силу ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров
(выполнение работ, оказание услуг) без применения в установленных законом
случаях ККТ влечет наложение административного штрафа на граждан от 15 до 20
МРОТ; на должностных лиц от 30 до 40 МРОТ.
Индивидуальные предприниматели несут
административную ответственность как должностные лица, если законом не
установлено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). ВАС РФ разъяснил, что судам
нужно исходить из того, что ст. 14.5 КоАП РФ «иное» не определено, значит,
предпринимателя следует штрафовать по ставке, установленной для должностных лиц
(п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).
В ст. 14.5 КоАП РФ определено также, что
нарушение этой статьи влечет наложение административного штрафа на юридических
лиц – от 300 до 400 МРОТ. Из этого следует, что КОАП РФ восстановил размер
штрафа для юридических лиц (предприятий) в размере 350 МРОТ и даже увеличил его
до 400 МРОТ, хотя такой размер штрафа постановлением Конституционного Суда РФ
от 12 мая 1998 г. № 14-П был признан неконституционным.
Восстановление законодателем неконституционной
нормы противоречит Федеральному закону «О Конституционном Суде Российской
Федерации». В статье 79 этого Закона установлено, что юридическая сила
постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не
может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Исходя из этого
принятие нормы, аналогичной той, что признана Конституционным Судом РФ не
соответствующей Конституции РФ, недопустимо. Поэтому норма ответственности для
юридических лиц за неприменение ККМ, установленная в ст. 14.5 действующего КоАП
РФ, не может быть признана конституционной.
При продаже гражданам алкогольной и
спиртосодержащей продукции без применения ККМ ответственность также наступает
по ст. 14.5 КоАП РФ, а не по статье 14.16 КоАП РФ («Нарушение правил продажи
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».)
Кроме того, в соответствии со ст.
5 Закона о ККТ продавцы обязаны выдавать покупателям (клиентам) при
наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в
момент оплаты товара отпечатанные ККТ кассовые чеки. Все организации и
индивидуальные предприниматели обязаны также вывешивать в доступном покупателю
(клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые
услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные
цены и тарифы. Неисполнение перечисленных обязанностей является нарушением
Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, и влечет за собой
привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.15 КоАП
РФ как нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, что
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ;
на должностных лиц – от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 100 до 300 МРОТ.
Однако привлечь к ответственности по этой статье имеют право не налоговые
органы и органы милиции, а только госторгинспекции (ст. 23.49 КоАП РФ).
Контроль за соблюдением требований по
использованию ККТ организациями (за исключением кредитных организаций) и
индивидуальными предпринимателями осуществляют налоговые органы. Право
рассмотрения дел о неприменении кассовой техники и наложения административных
штрафов за это правонарушение за ними закреплено как КоАП РФ, так и Законом (ч.
1 ст. 23.5 КоАП РФ, п. 1 ст. 7 Закона о ККТ).
Проверка порядка использования ККТ не является
формой налогового контроля (письмо МНС России от 21 декабря 2001 г. № ШС-6-14/967).
Правила НК РФ для этого вида проверок не применяются.
В состав межведомственных бригад контролеров
нередко включают сотрудников милиции и (или) органов государственной инспекции
по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Эти ведомства также
вправе рассматривать дела и составлять протоколы (ч. 1 ст. 23.3, ч.
1 ст. 23.49, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Другое по теме9.4.2. Разъяснения Минфина России
В письме Минфина России от 22.03.2005 № 03-03-01-04/1/130
отмечено следующее. В соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа
или иным аналогичным договорам со сроком действия, превышающим один отчетный
период, проц ...
|