Контрольные функции за применением
организациями и индивидуальными предпринимателями кассовой техники возложены
Законом о ККТ на налоговые органы. Кроме того, органы внутренних дел, а также
госторгинспекции взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми
органами при проведении ими указанных поверок, а также вправе самостоятельно
проводить такие проверки.
Закон (как и ранее действовавший Закон РФ «О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением») не является актом законодательства о налогах и сборах, и,
соответственно, контроль за соблюдением его требований не относится к
налоговому контролю.
Государственный контроль за соблюдением
законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт включает контроль за
соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а
также контроль полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных
предпринимателей. Указанный контроль не включает в себя мероприятия по проверке
соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных
требований к товарам (работам, услугам). В связи с этим нет ограничений по
периодичности проверок правильности применения ККТ (не более чем один раз в два
года), установленных законодательством (см. Федеральный закон от 8 августа
2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о ККТ
представители налоговых органов:
– осуществляют контроль за соблюдением
организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона;
– осуществляют контроль за полнотой учета
выручки;
– проверяют документы, связанные с применением
организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении
проверок;
– проводят проверки выдачи организациями и
индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
– налагают штрафы на организации и
индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования данного Закона в
порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Контрольные полномочия налоговых органов
касаются всех индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением
кредитных. Контроль за правильностью применения ККТ кредитными организациями
осуществляет Банк России, который устанавливает и сам порядок применения ККТ
кредитными организациями, а также утверждает программные продукты, используемые
в этой технике.
Статья 14.5 КоАП РФ допускает возможность
привлечения к административной ответственности также и физического лица, под
которым, в частности, можно понимать работника организации или индивидуального
предпринимателя, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо
оказывающих услуги (продавец, кассир и т. д.)
Рассматривать дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, уполномочены:
– органы внутренних дел (милиция) (ч.
1 ст. 23.3 КоАП РФ);
– налоговые органы – только в части продажи
товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ (ч. 1 ст.
23.5 КоАП РФ);
– органы государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 23.49 КоАП
РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ
должностные лица перечисленных органов полномочны также составлять протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ
рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых
органов вправе:
– руководитель федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его
заместители;
– руководители территориальных органов
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и
сборов, в субъектах РФ, их заместители;
– руководители территориальных органов
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и
сборов, в городах, районах.
|