Жан-Батист Демарше (1874–1946) – выдающийся французский
ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором
изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернул-ли) и девиз «Наука –
совесть – независимость»).
Примерно со второй половины Х!Х в. в различных странах
начали образовываться научные направления, школы, которые призваны осмыслить и
использовать бухгалтерское ремесло.
Итальянская школа. В этой школе в основном преобладала
юридическая трактовка бухгалтерского учета. Представителями этой школы являются
Ф. Вилла, Ф. Марчи, Дж. Чербони, Дж. Росси и др. Они склонялись к такому
мнению, что бухгалтер учитываетиконт-ролирует деятельность кладовщика, кассира,
а также права и обязанности материально ответственных лиц, а не ценности
организации.
Поэтому было установлено, что бухгалтер отражает
ответственность кассира, кладовщика и т. д. Каждый счет
персонализировался, т. е. за ним всегда стояло какое-то ответственное
лицо. При этом двойная запись обуславливалась правилом Э. Дегранжа, которое
звучит так: «Тот, кто выдает, – кредитуется, тот, кто получает, –
дебетуется».
Французская школа. Здесь значимую роль играла экономическая
трактовка бухгалтерского учета. Выдающимися представителями этой школы являются
Ж. Курсель-Сенель, Э. Леотэ, А. Гильбо, Ж. Б. Дюмарше и другие. Они видели
главную цель прежде всего в исчислении эффективности хозяйственной деятельности
организации, а не в непосредственном контроле за сохранностью ценностей
организации, как их многие итальянские коллеги-бухгалтеры.
Немецкая школа. Эта школа придавала большое значение
процедурным вопросам, строению форм подсчета, последовательностью бухгалтерских
записей. Главными представителями данной школы были Ф. Гюгли, И. Ф. Шер, Г.
Никлиш и др. Для этой школы предусмотрен плавный переход к учету от баланса к
бухгалтерскому счету, а не наоборот, как это было характерно для итальянской и
французской школ.
Американская школа. Эта школа предполагала, что бухгалтерский
учет представляет собой инструмент управления людьми, а люди, в свою очередь,
управляют организацией.
Главным достижением ученых Америки (Г. Эмерсон, Ч. Гаррисон,
Ч. Кларк, В. Патон и др.) было и есть конструирование и воплощение
методологических приемов, а именно «стандарт-кост», «директ-костинг» и «центры
ответственности».
Можно сделать вывод, что каждая из этих приведенных школ
привнесла в науку «Бухгалтерский учет» свои определенные идеи.
В бухгалтерскую жизнь нашей страны примерно в первой половине
Х!Х в. вошли замечательные идеи, которые обсуждаются и усовершенствуются до сих
пор.
Другое по темеАудит основных средств
Цель аудита основных средств – составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты
информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой)
отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
...
|