Бухгалтерия – самостоятельная структурная единица
организации, которая не входит в состав другого организационного подразделения.
Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию, обеспечивает правильность постановки
учета, его достоверность, осуществляет контроль за сохранностью, рациональным и
экономным использованием всех средств предприятия.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания
и объема учетной работы.
Бухгалтерия крупных предприятий подразделяется на ряд
отделов. Данная структура бухгалтерского аппарата применяется на большинстве
средних, а иногда и крупных, предприятий и называется вертикальной.
1. Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с
рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, расчеты с
финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и
заработной плате.
2. Материальный отдел занимается учетом
расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары,
малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Проверяет правильность ведения
складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении
материальных и других имущественных ценностей.
3. Производственно-калькуляционный отдел осуществляет
учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет
отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. Функцией
является общее руководство и контроль за наличием, движением и
сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.
4. Отдел по учету сбытовых операций учитывает
наличие и движение готовых изделий на складах. В этом отделе ведется учет
готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями,
осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей
от них.
5. Отдел расчетных и валютных операций занимается
учетом банковских и валютных операций. На этот отдел при отсутствии финансовой
службы возлагается функция организации финансовой работы.
6. Общий отдел бухгалтерии предприятия
составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.
Линейная структура – структура, при которой все
работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
Комбинированная система организации аппарата
бухгалтерии возможна на крупных предприятиях. При этой системе в составе
бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по
видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться
его заместителям в пределах их полномочий.
В условиях комплексной механизации и автоматизации учета на
базе ЭВМ создаются вычислительные центры (ВЦ). Они обслуживают отдельные
крупные предприятия, группы предприятий, организаций. Большое распространение
получают информационно-вычислительные центры (ИВЦ). Они обрабатывают всю
экономическую информацию предприятий данного района (региона). Центры оснащены
современными ЭВМ и осуществляют обработку бухгалтерской информации и
планово-нормативные технические расчеты.
Автоматизация рабочего места – важный резерв, при
котором повышается возможность использования информации в управлении
предприятием.
|