По своему назначению документы подразделяются на: распорядительные,
оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные .
1. Распорядительным документом оформляют
поручение совершить хозяйственную операцию. Это доверенности, наряды, приказы.
Основанием для записи в бухгалтерские регистры
распорядительные документы не служат. Они имеют большое значение для
предварительного контроля за правильностью, т. е. юридической и
экономической обоснованностью совершения операций.
2. Оправдательные документы содержат сведения о
совершившихся хозяйственных операциях. Например, приходные и расходные
накладные, различные акты, кассовые чеки и др.
3. Документы бухгалтерского оформления – это
расчеты и справки, составляемые бухгалтерией и служащие основанием для
дальнейших учетных записей. К ним относятся: расчетная ведомость на заработную
плату, расчет амортизационных отчислений, справки об ошибках, обнаруженных в учетных
регистрах и подлежащих устранению посредством дополнительных записей, и
т. п.
4. Комбинированными называют документы, имеющие
несколько назначений из числа указанных выше. Распорядительное и оправдательное
назначение имеют товарно-транспортные накладные, требования на получение
материалов со склада.
Расчетно-платежная ведомость на заработную плату, которая
заменяет собой составляемые порознь расчетную и платежную ведомость, является
сначала документом бухгалтерского оформления, потом, при передаче ее в кассу,
играет роль распорядительного документа и наконец после выплаты денег
становится оправдательным документом. Такое комбинирование назначений сокращает
общее количество документов и, поэтому широко распространено.
По способу отражения хозяйственных операций документы
делятся на:
1) первичные документы которыесоставляются в
процессе совершения той или иной операции, они становятся самым первым
письменным свидетельством ее осуществления. Например кассовые ордера, платежные
поручения, накладные, приемосдаточные акты, препроводительные ведомости к сумме
с денежной выручкой, акты об установленном расхождении в количестве и качестве
при приемке товарно-материальных ценностей.
В зависимости от количества зарегистрированных операций
первичные документы делятся на:
а) разовые документы – документы (кассовый
ордер, чек, требование, накладная), в которых фиксируют единственную,
однократно совершенную операцию;
б) накопительные документы , в них отражают
несколько однородных хозяйственных операций по мере их совершения на протяжении
некоторого промежутка времени. Например, дневные заработные карты и месячные
лимитные карты, оформляющие многократный отпуск товарно-материальных ценностей
от одного материально ответственного лица к другому, путевые листы автомашин;
2) сводные документы – это первая ступень
обобщения сведений, содержащихся в нескольких первичных документах, которая
предшествует их бухгалтерской обработке. Сводными документами являются товарные
отчеты материально ответственных лиц, кассовые отчеты кассира, отчеты
подотчетных лиц об израсходовании ими денежного аванса.
Значение документирования заключается в том, что
документы являются исходным пунктом бухгалтерского учета.
|