Метод управленческого учета – это совокупность
различных способов, посредством которых отражаются объекты управленческого
учета в информационной системе предприятия.
Составляющие метода управленческого учета.
1. Документация – первичные документы,
отражающие производственную деятельность предприятия. Первичный учет является
основным источником информации для управленческого учета.
2. Инвентаризация – способ определения
фактического состояния объекта.
3. Группировка и обобщение информации эффективно
используется для принятия стратегических решений.
4. Контрольные счета – записи по итоговым
суммам операций данного периода помогают установить достоверность учетных
записей.
5. Планирование – непрерывный процесс,
сопоставляющий возможности предприятия и условия рынка.
6. Нормирование – процесс расчета норм,
направленный на превращение затрат в продукцию.
7. Лимитирование – контроль за материальными
издержками. Лимит – это нормы расхода ресурсов на единицу продукции.
8. Анализ – этому элементу подвергается
деятельность всего предприятия и подразделений в отдельности. В результате
выявляются отклонения и причины, их вызвавшие, и оказывается помощь в принятии
управленческих решений.
9. Контроль – завершающий процесс планирования,
позволяющий устранять возникшие отклонения.
Принципы управленческого учета.
1. Непрерывность деятельности предприятия – предприятие
будет работать, не сократит масштабы производства, не самоликвидируется.
2. Единые планово-учетные единицы измерения для прямой
и обратной связи между планированием и учетом, для связи между управленческим и
финансовым учетом в части затрат на производство и выхода продукции.
3. Многократность использования – из минимального
количества данных получить необходимое количество информации для управленческих
решений.
4. Полнота и аналитичность – показатели в отчетах не
должны требовать дополнительной обработки.
5. Периодичность – информация предоставляется в краткие
сроки для своевременного принятия решения.
Способы формирования показателей внутренней отчетности:
1) на нулевом уровне содержится информация об отчетах
вспомогательных производств;
2) на первом уровне информация содержится в сводных
документах бухгалтерии, складского хозяйства;
3) на последующих уровнях происходит обобщение всей
информации и ее преобразование в отчетную документацию.
В управленческом учете фигурируют такие понятия, как
нормочас, трудовой час, час работы машины, натуральные измерители объема
производства. При выборе измерителя руководствуются принципом его полезности в
данной ситуации. В управленческом учете отражается количество материалов, их
стоимость по каждой поставке и от каждого поставщика, количество реализованных
изделий, их стоимость и т. д.
В управленческом учете отчеты составляются на регулярной
основе и по запросу. Отчеты могут составляться ежеквартально, ежемесячно,
еженедельно, ежедневно, так как содержат информацию, требующую немедленных
действий.
Управленческий учет в виде процесса, ограниченного рамками
предприятия, готовит для руководителей информацию для планирования, собственно
управления и контроля за деятельностью структурных подразделений и предприятия
в целом.
|