Налоговое законодательство устанавливает жесткие правила
исчисления и уплаты налогов и сборов, которые должны соблюдаться организациями
в ходе хозяйственной деятельности.
В то же время НК РФ содержит нормы, предоставляющие
организациям право самостоятельно решать некоторые вопросы, входящие в сферу
налоговых правоотношений. В частности, организация вправе по своему усмотрению
с учетом специфики производственной деятельности определить, какие затраты
относятся к прямым расходам, а какие – к косвенным. При этом данный выбор
должен быть закреплен организацией в учетной политике для целей
налогообложения.
Понятно, что организации с длительным циклом производства
заинтересованы в том, чтобы как можно больше затрат признавать косвенными
расходами и отражать их в налоговом учете текущего периода. Однако они должны
осуществлять данную оптимизацию очень осторожно, поскольку бесконечно расширять
перечень косвенных расходов все-таки нельзя.
Организации также самостоятельно определяют порядок
распределения прямых расходов на незавершенное производство и изготовленную в
текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом
соответствия расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным
услугам). Вышеуказанный порядок распределения прямых расходов (формирования
стоимости незавершенного производства) устанавливается налогоплательщиком в
учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не
менее двух налоговых периодов.
Налоговые органы внимательно следят за тем, какие расходы
относятся организациями к прямым, а какие – к косвенным. Нередко налоговые
органы предъявляют организациям претензии, связанные с неверной классификацией
затрат в налоговом учете. Поэтому бухгалтерам важно иметь четкое представление
о том, каким образом следует квалифицировать те или иные расходы при
налогообложении прибыли.
Наряду с этим перечень прочих расходов, связанных с
производством и (или) реализацией, является открытым. Это позволяет
организациям уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов, прямо не
названных в НК РФ.
Законодатель оправданно отказался от закрытого перечня
конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете
налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической
деятельности и видов возможных расходов, что при детальном и исчерпывающем
нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика.
Таким образом, налогоплательщикам предоставлена возможность
самостоятельно определять в каждом случае исходя из фактических обстоятельств и
особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации, относятся ли те
или иные не поименованные в главе 25 НК РФ затраты к расходам для целей
налогообложения либо нет.
В то же время открытый перечень расходов и наличие оценочных
категорий в налоговом законе становятся причинами возникновения судебных
споров.
Отметим, что любые затраты должны соответствовать общим
требованиям, предъявляемым к расходам в налоговом учете. В такой ситуации
организациям следует располагать надлежаще оформленными документами,
подтверждающими реальность понесенных расходов. Кроме того, должна четко
прослеживаться связь затрат с производственной деятельностью. Наряду с этим
расходы должны быть экономически обоснованными, стоимость приобретенных услуг
не должна существенно отклоняться от рыночных цен.
При выполнении вышеперечисленных условий риск предъявления
налоговыми органами претензий существенно снижается, и даже в случае
возникновения конфликта вероятность разрешения судебного спора в пользу
налогоплательщика достаточно высока.
|