Подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК РФ разрешает организациям
уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы налогов и сборов, таможенных пошлин
и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации
порядке. При этом возникает вопрос: вправе ли российская организация отразить в
налоговом учете суммы налогов, уплаченные на основании законодательства другого
государства?
В письме Минфина России от 12.05.2005 № 03-03-01-04/1/250
разъяснен порядок налогового учета в следующей ситуации. Белорусская
организация оказывает через агента – российскую организацию услуги российской
организации (ОАО). Последняя не вправе принять к вычету НДС по услугам
белорусского партнера. В связи с этим возник вопрос: имеет ли ОАО право учесть
вышеуказанные суммы НДС в составе расходов, учитываемых при расчете налоговой
базы по налогу на прибыль?
По мнению финансового ведомства, в составе доходов подлежат
отражению суммы НДС, удержанного налоговым резидентом иностранного государства
в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
При документальном подтверждении факта удержания иностранным
агентом суммы налога эта сумма учитывается в составе расходов на основании
подпункта 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как экономически оправданные расходы,
обусловленные ведением деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговые органы имеют такую же точку зрения по этому вопросу.
Так, в письме ФНС России от 16.02.2006 № ММ-6-03/171@
〈Об отдельных вопросах по применению
Соглашения с Республикой Беларусь〉
говорится о том, что расходы российской организации, оказывающей услуги за
границей, в том числе на территории бывших стран СНГ, в виде сумм косвенного
налога, удержанного иностранным агентом, учитываются при определении налоговой
базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК
РФ, если такие расходы соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252
настоящего Кодекса.
Аналогичное мнение приведено в письме ФНС России от
18.10.2005 № 03-4-03/1800/31 «О налоге на добавленную стоимость».
Арбитражные суды не возражают против уменьшения
налогооблагаемой прибыли на суммы налогов, уплаченные отечественными организациями
во исполнение правовых норм иностранных государств.
В качестве примера правомерного учета налогов, уплаченных за
рубежом, приведем постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2007 по
делу № А13-634/2006-14.
Пример.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку
иностранного частного унитарного производственного предприятия.
В ходе проверки налоговый орган признал неправомерным
включение филиалом предприятия в состав расходов переданные предприятием
представительству общехозяйственные расходы, представляющие собой уплаченные на
территории Республики Беларусь обязательные платежи (налоги).
По мнению налогового органа, в соответствии с подпунктом 1
п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, учитываемым налогоплательщиком при определении налоговой базы по
налогу на прибыль в Российской Федерации, относятся суммы налогов и сборов,
начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах порядке.
Предприятие, считая решение налогового органа незаконным,
обратилось в арбитражный суд.
Как установил суд, предприятие было учреждено и действовало
на территории Республики Беларусь. Предпринимательскую деятельность на
территории Российской Федерации предприятие вело через филиал, деятельность
которого образовывало постоянное представительство в смысле ст. 306 НК РФ и
Соглашения от 21.04.1995 между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и
имущество.
Согласно п. 3 ст. 7 вышеназванного Соглашения при
определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов,
понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие
и общие административные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в
государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.
Арбитражный суд отметил, что суммы налогов, начисленные на
фонд оплаты основных работников и уплаченные по законодательству Республики
Беларусь (платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по чрезвычайному налогу
для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязательные
отчисления в Государственный фонд содействия занятости, в Фонд социальной
защиты, налог за выбросы загрязняющих веществ), были распределены между
филиалом и головной организацией в соответствии с порядком, закрепленным в
приказе предприятия об учетной политике.
В итоге суд сделал вывод о законности действий предприятия
по включению суммы налогов, уплачивавшихся по законодательству Республики
Беларусь, в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Другое по теме77. Особенности бухгалтерского учета на малом предприятии
Субъекты малого предпринимательства – коммерческие
организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов не превышает 25&n ...
|