Арбитражные суды убеждены в том, что организация вправе
уменьшить свои налоговые обязательства на сумму экономически обоснованных
расходов на маркетинговые услуги. Это подтверждается постановлениями ФАС
Центрального округа от 26.04.2007 по делу № А68-АП-400/14-04, ФАС
Дальневосточного округа от 10.04.2006, 03.04.2006 № Ф03-А16/06-2/646 по делу №
А16-634/2005.
Например, суд отклонил доводы налогового органа об
экономической необоснованности понесенных обществом расходов на маркетинговые
исследования. Осуществив изучение конъюнктуры рынка, маркетинговая компания
нашла покупателя лесоматериалов, с которым общество впоследствии заключило
экспортные контракты. Реализованные на экспорт лесоматериалы были оплачены
иностранным покупателем, в связи с чем общество получило доход от сделки по
купле-продаже товара. На основании вышеприведенного суд признал, что
налогоплательщик доказал экономическую обоснованность произведенных им расходов
на оплату услуг по изучению конъюнктуры рынка и поиску покупателей товара.
Позиция суда отражена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2006
по делу № А56-41819/2005.
Необходимо отметить, что экономическая обоснованность
расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретный период, а
направленностью расходов на получение доходов. Подтверждением тому является
постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 №
Ф04-5366/2006(25680-А27-15) по делу № А27-5714/06-6.
Пример.
ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительным решения налогового органа.
Удовлетворяя требования налогоплательщика в части,
касавшейся отнесения к расходам затрат на мониторинговые услуги, арбитражный
суд пришел к выводу, что данные затраты были произведены в целях получения
дохода, а направленность данных расходов была производственной.
Суд установил, что согласно заключенному договору
исполнитель осуществил мониторинг спроса и предложения в целях стратегического
коммерческого планирования, а также установления структуры топливно-сырьевого
рынка.
В соответствии с подпунктом 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к
прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на
текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно
связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что вышеприведенная
норма права не содержит запрета на сбор информации, непосредственно связанной с
производством и реализацией товаров (работ, услуг) на перспективу, арбитражный
суд обоснованно удовлетворил требования заявителя в данной части.
Арбитражный суд отклонил довод налогового органа об
отсутствии доказательств получения обществом доходов от данных затрат в
подтверждение их необоснованности, поскольку из подпункта 27 п. 1 ст. 264
НК РФ следует, что экономическая обоснованность расходов определяется не
фактическим получением доходов в конкретный период, а направленностью расходов
на получение доходов.
Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса
прослеживается в постановлениях ФАС Поволжского округа от 10.07.2007 по делу №
А06-5861/2006-13, ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2006 по делу №
А56-33381/2005. По мнению судов, отсутствие экономического эффекта в виде
получения дополнительной прибыли, связанной с реализацией продукции, не
доказывает, что произведенные расходы экономически не оправданны (постановление
ФАС Поволжского округа от 17.05.2007 по делу № А12-12334/06).
По другому спору суд также пришел к выводу о том, что
общество правомерно включило в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую
прибыль, затраты по договорам, связанным с продвижением и сбытом косметической
продукции. При этом суд не принял во внимание ссылки налогового органа на то,
что эти расходы не были экономически обоснованы, поскольку они не привели к
увеличению выручки от реализации продукции, уменьшению потерь при производстве
косметической продукции, уменьшению кредиторской задолженности контрагентам
организации; кроме того, в штате общества имелся отдел сбыта, в обязанности
которого входило обеспечение продвижения товаров в регионах. Дело в том, что
вышеуказанные доводы не меняли существа затрат и не лишали общество права их
отнесения на расходы (постановление ФАС Московского округа от 24.10.2005 №
КА-А40/10143-05).
Из правового анализа и содержания положений п. 1 ст.
252 и подпункта 27 п. 1 ст. 264 НК РФ суд признал ошибочным довод
налогового органа о возможности учета расходов по изучению и исследованию
конъюнктуры китайского рынка нефтепродуктов в составе расходов при исчислении
налога на прибыль только в том налоговом периоде, когда должна быть произведена
фактическая реализация товара в Китай. Вышеприведенные нормы права не ставят
возможность отнесения понесенных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг)
в зависимость от времени и факта достижения организацией конечного результата,
выраженного в получении прибыли. В связи с этим суд признал, что затраты
организации по изучению конъюнктуры китайского рынка нефтепродуктов имели
непосредственное отношение к производственной деятельности организации, реально
поставлявшей нефтепродукты сторонним организациям, даже при фактическом
отсутствии поставок в КНР, вызванном объективными причинами, а именно
экономической ситуацией на рынке нефтепродуктов. Данные выводы сделаны в
постановлении ФАС Поволжского округа от 27.02.2006 по делу №
А65-28597/2004-СА1-32.
Арбитражные суды подчеркивают, что налоговым
законодательством не предусмотрено, что затраты по маркетинговым исследованиям
по договорам со сторонними организациями могут включаться в состав расходов,
уменьшающих доходы для целей налогообложения, только в случае, если
налогоплательщик не имеет в своем штате соответствующих сотрудников
(структурной единицы). На это указано в постановлении ФАС Московского округа от
20.04.2005 № КА-А40/2944-05. Схожие выводы приведены в постановлении ФАС
Центрального округа от 04.05.2006 по делу № А14-8206/2005/267/26.
При этом важно, чтобы функции, выполняемые маркетинговой
службой организации, не дублировали обязанности исполнителей по договорам на
оказание консультационных и маркетинговых услуг. На это обращено внимание в
постановлении ФАС Поволжского округа от 31.07.2007 по делу № А55-16334/2006.
В то же время при отсутствии у организации собственных
сотрудников, занимающихся изучением рынков сбыта продукции, экономическая
обоснованность обращения к другой организации является более очевидной
(постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2007 по делу №
А05-1103/2007).
Другое по теме18. Расчеты по оплате труда
Расчеты по оплате труда ведутся на счете 70. По кредиту
этого счета ведется учет начисленной зарплаты, а по дебету – удержания из
зарплаты и ее выдача. Сальдо означает задолженность предприятия перед
работниками. На суммы начис ...
|